Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


Условный образный язык культуры

Условный образный язык — это совокупность сознательно применяемых образных приемов и способов, основанных на пересоздании явлений действительности. Условная образность контролируется такими способами художественной организации, как трансформация формы, игра средствами, гротеск, гипербола и другие приемы экстраординарной перестройки действительности.

Условные формы используются мировой культурой от Эзопа через Данте до телевизионных «Кукол» В. Шендеровича и «Пластилиновой вороны» Г. Гладкова и Э. Успенского. Что объединяет этих авторов, условным языком формирующих культуру, что для них наиболее характерно?

Главное, что объединяет и выделяет этих художников, — это стремление в определенный период их деятельности отойти от реального, конкретного, частного и создать с помощью условных приемов выразительное художественное обобщение. Известно утверждение Канта о том, что для эстетического наслаждения необходимо определенное несовпадение между художественным изображением и изображаемым предметом. Так Н.В. Гоголь создавал своего «Вия» и «Нос». Так наш современник В. Шукшин, постоянно волнуемый проблемой осмысленного человеческого существования и решающий ее достоверными приемами анализа жизнеподобных и частных явлений действительности, применял и отвлеченную форму («Точка зрения», «До третьих петухов»), поскольку она дает больше возможностей для обобщенного (по смыслу) и необычного (по форме) воплощения ценностей человеческого бытия и экспериментального исследования его духовной наполненности.

Вторая особенность, объединяющая создателей условных форм, — это их умение формировать игровые ситуации, выходя за рамки обычного. Эта способность свойственна и определенной части публики. Дело в том, что у людей часто возникает желание играть, театрализовать жизнь, вносить в нее элементы праздника и карнавала. Подобная ситуация, воспроизведенная профессиональным условным языком, позволяет автору проигрывать на нескольких уровнях реальные события, приближаясь к ним или отдаляясь с большей или меньшей долей условности. Особое место здесь принадлежит философам, писателям, режиссерам, отдавшим дань условному жанру фантастики, которая позволяет создавать модели социально-психологической динамики человеческого развития. Писатели А. и Б. Стругацкие в своих лучших повестях («Трудно быть богом», «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне») показали конкретный результат, к которому придет советское общество.

Третья общая качественная черта у творящих условные формы — это наличие протестной энергии, социальная или эстетическая оппозиционность. Эзоп, Данте и Свифт — величайшие «протестанты» в истории мировой культуры. Первого на протяжении тысячелетий считали всего лишь исправителем нравов, «Божественную комедию» включили в «индекс запрещенных книг», «Путешествие Гулливера» долгое время предназначали исключительно для детского чтения, выхолащивая гротескно-сатирическое начало. Е. Замятин в романе «Мы», М. Булгаков в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» в форме фантасмагории выразили свое социальное неприятие нарождающегося тоталитарного режима.

Босх, Пикассо и Малевич (ныне признанные классики, чьи картины оцениваются десятками миллионов долларов) были решительными противниками традиционных живописных форм и сторонниками условных изобразительных средств. Использование условных форм ломает стереотипы эстетического восприятия. Когда герой Булгакова Жорж Милославский («Иван Васильевич») говорит управдому Бунше, изображающему царя: «Правь страной, бери палку!», возникает переосмысление обыденного высказывания.

В характеристике художников уже были продемонстрированы и результаты их деятельности. Поэтому, отвечая на вопрос, что формируется условным языком, можно лишь добавить следующее.

В помощью условных средств моделируются освобожденные от реалистической достоверности ситуации, сознательно смещаются обычные пропорции, сочетаются реальное и ирреальное (при ассоциативной связи соотносится реальное и реальным). В итоге возникает не факт, не жизнеподобие и не сравнение, а некое переосмысление действительности, диалог на языке избранных, предполагающий наличие у воспринимающего такой же способности к фантазии.

Условный язык предлагает признать придуманную художником модель действительности как условно существующую. Все «утопии» (Т. Мор), «Лилипутии» (Д. Свифт), «зоны» (как у Стругацких и Тарковского в «Сталкере») существуют как некое допущение или предсказание, иногда и сбывающееся (как Чернобыль со своими вполне конкретными зонами и «сталкерами» – спасателями и ремонтниками).

Как работает условный язык? В разных сферах культуры он достаточно активен, выполняет определенную смысловую нагрузку.

Театр целиком опирается на условные формы выражения, у него генетическая предрасположенность к применению условной режиссуры. С нее и начинается театральный ХХ век. В режиссуре В. Мейерхольда, Г. Крэга, Е. Вахтангова, К. Марджанишвили велись поиски нового языка общения со зрителем, условных приемов и средств, известных и ранее, но трансформированных и приобретающих новый смысл.

В середине ХХ века произошло возрождение традиций условных форм в творчестве П. Брука, Д. Стреллера, А. Мнушкиной, Ю. Любимова. Они широко использовали условные приемы: лицо от театра, внутренний монолог, параллельный монтаж мизансцен, замкнутый диалог «театра двоих», гротеск и буффонада, исполнение одним актером нескольких ролей и сценическое воплощение одного персонажа разными актерами.

Всевластие театральной условности в ее современных видах наблюдается и в практике А. Васильева, К. Гинкаса, П. Фоменко, Р. Стуруа. В их театральных постановках соединяются самые неожиданные изобразительно-выразительные средства, заостряются реальные жизненные проблемы, применяются сложные формы: эксцентрика, фарс, ирония, традиции импровизационного площадного театра, смешение стилей и эпох. Современные искания новых условных форм заявляют о себе на театральных фестивалях в Авиньоне и Эдинбурге.

Условные формы в кино появились в момент его рождения. Так называемая «мельесовская» линия в кино (по имени французского режиссера Д. Мельеса, поставившего фильм «Полет на Луну»), связанная с изображением необычного и нереального, плодотворного развивалась на протяжении более чем столетнего существования. Причем ее активноподдерживали не только такие киногении, как Ч. Чаплин и Л. Бунюэль, но и сотни режиссеров, умело использовавших технологические «киночудеса» для создания условных киножанров: фантастика, фильм ужасов, приключения, фэнтези и т. д. Своего совершенства эта линия к концу прошлого века достигла в творчестве С. Кубрика, С. Спилберга, Дж. Лукаса, Д. Линча. Продолжением ее в различных вариантах, с захватом многомиллионной аудитории являются экранизации Д. Толкина и Д. Роулинг о Гарри Поттере, фильмы братьев Вачовски (трилогия «Матрица»).

В отечественном кино в силу нежелательности и даже запретности условные формы появились сравнительно поздно и сначала очень робко: в фарсовых ситуациях («Карнавальная ночь», «Человек ниоткуда», «Берегись автомобиля» Э. Рязанова), в использовании плоских рисованных декораций («Сюжет для небольшого рассказа» С. Юткевича). Условность и эксцентричность приемов здесь еще сохраняют тесную связь с реальностью. Одновременно велись поиски более открытой условности в фильмах Р. Быкова («Айболит–6»), Г. Данелии («Тридцать три»), Э. Климова («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), В. Мотыля («Женя, Женечка и «катюша»»), С. Овчарова («Небывальщина», «Левша» и др.). Один из последних фильмов С. Овчарова актриса О. Волкова назвала «завораживающей тайнописью искусства».

Литература со времен Данте и Рабле до Э. По и Ф. Кафки применяет иносказание, символику, притчу. Остановимся на характеристике притчи — наиболее типичном способе построения условных образов. В отечественной литературе есть немало произведений, написанных с элементами притчи («Встречи на улицах» М. Жванецкого, проза В. Пелевина, многие песни В. Высоцкого). Когда Пелевин пишет о «хрустальном шаре», а Высоцкий поет «от лица микрофона» или о «беге общепримиряющем», притча используется ими как прием отстранения, при котором реальное отвлекается от действительности, приобретает многократное увеличение, многозначность и особый сверхсмысл, благодаря чему произведение удовлетворяет не только особенной и индивидуальной потребности, но и общей и перспективной.

В морфологической структуре культуры, в иерархии ее видов и жанров произведения, созданные условным языков, занимали и продолжают занимать место культурных «изгоев» и «пасынков». Хотя элитарная массовая культура всегда относилась к ним снисходительно, даже доброжелательно, расширяя их культурные права и повышая культурную значимость. Положение аутсайдеров побудило их к творческому сближению на разных уровнях: влияние, взаимодействие, сосуществование.

Под влиянием театра происходил процесс «театрализации» кинематографа. Кино перенимало не только сценическую условность. Изменялись и кинематографические приемы выражения: эффект условности создавался невероятным сценарным сюжетом, разрушающими иллюзию реальности операторскими приемами (вариоэкран, спецэффекты), актерской игрой с элементами гротеска и использованием театральной маски. Р. Быков поставил фильм «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» как яркое и праздничное театральное произведение, побуждающее зрителя увидеть мир глазами ребенка, возрождающее непосредственность восприятия и способность удивляться обычному. Несомненно влияние живописи на музыку К. Дебюсси, «творчество которого стало звуковой интерпретацией сияния и пестроты импрессионистской живописи».

Игровая стихия, созданная взаимодействием условных средств анимации и игрового кино, господствует в фильмах «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» А. Митты, «Маяковский смеется» С. Юткевича. Гармоничное сочетание театральной и кинематографической условности, демонстрируемое фильмами М. Захарова («Обыкновенное чудо», «Убить дракона», «Барон Мюнхгаузен») и уже названными работами С. Овчарова, усиливает и заостряет смысл произведения, делает общение зрителя с автором более открытым и осознанным. То же можно сказать о фильме Ларса фон Триера «Догвиль». Крайне жесткая и предельно условная ситуация спора-столкновения героини Н. Кидман с жителями городка-коммуны в Скалистых горах происходит на темном фоне стены, на площадке в 200 квадратных метров. Жители теснятся в нарисованных мелом контурах домов, они открывают невидимые двери, стучат в невидимые окна. Но вместе с тем есть ощущение абсолютного присутствия в Америке 30-х годов ХХ века.

Совместное существование условных средств лирики, прозы, драматургии, театра находим в парадоксальных и лирических театральных фантазиях А. Вампилова, А. Володина, Г. Горина. Такое же соединение разновидовых условных приемов характерно для прозы В. Маканина, гротескно-конспирологической, живописно-фактурной с элементами театрального карнавализма). Сплав иррациональной поэзии, живописи и кинематографа представляет фильм «Андалусский пес», снятый Л. Бунюэлем в те времена, когда, по воспоминаниям самого режиссера, испанские поэмы изыскивали синтетические, неожиданные определения. Сценарий был написан режиссером совместно с С. Дали и под непосредственным воздействием поэзии Ф.Г. Лорки.

В наше время более или менее синкретичное смешение условных приемов различных сфер культуры обнаруживается повсеместно: в кукольных спектаклях, мюзиклах, телевизионных шоу, многочисленных выступлениях юмористов, иронистов и пародистов. Среди последних примечателен филолог и бодисингер Псой Короленко, известный своими философскими частушками, в которых он, выступая в роли поэта, композитора и исполнителя.

Функционирование условных форм — в силу их экспериментальной специфики — отличается, во-первых, особыми условиями. Главным среди этих условий является наличие определенной интеллектуальной атмосферы, в которой образованная и информированная публика органично воспринимает условные формы. Интеллектуальность общественной и индивидуальной психологии приводит к интеллектуализации и концептуализации явлений культуры, в которых «приключения» абстрактной мысли приобретают с помощью условной стилистики художественную фактуру.

Тяготение языка к обнаженной условности объясняется также процессами, происходящими в художественной культуре и определяющими эстетические условия функционирования условных форм. Среди них важнейшими являются использование забытых условных приемов и способов, заимствование этих средств из других культур, признание теорией культуры и эстетикой равноправия языков (в том числе и условного).

Так, например, в 70-е годы прошлого века была реабилитирована и узаконена художественная фантастика. Элементами фантастики стали пользоваться В. Каверин («Верлиока»), Ч. Айтматов («Буранный полустанок»), Вен. Ерофеев («Вальпургиева ночь»), В. Аксенов («Остров Крым»). Широко известными стали имена писателей-фантастов К. Булычева и братьев А. и Б. Стругацких, фильмы с фантастическим сюжетом А. Тарковского и А. Сокурова, Дж. Лукаса и С. Спилберга.

Литературная и кинофантастика, использующая опыт Р. Брэдбери, К. Воннегута, С. Лема, О. Хаксли, С. Кинга, подготовила полноценное восприятие условных форм — она раскрепостила сознание. Современная публика, в свою очередь, формирует благоприятную среду для развития условного искусства, «вхождение» в которое отвлекает человека от его функциональной одномерности, разрушает расчисленность и размеренность бытия, создает игровые ситуации и то, что А. Швейцер называл «благоговением перед жизнью».

Возникают эти функциональные последствия благодаря тому, что условный язык вводит человека в ситуацию осмысленного и «экспериментального» общения с действительностью, что ведет к обострению интеллектуального восприятия, побуждает потребителя как бы по собственному разумению завершать сюжетные коллизии, делать самостоятельные выводы и т. д. Таким образом, условность повышает не только познавательную, но и оценочную, целеполагающую, в конечном счете преобразующую активность аудитории.

Современная информационная эпоха — с Интернетом и его условными знаковыми системами — способствует усилению функциональной роли условного языка в разных сферах культуры, в языковой структуре которых он начинает заметно доминировать.


  Легенды московских районов

Церковь Спаса Преображения, 1882 г. Старинные московские районы, улочки, переулки у большинства ассоциируются с Арбатом, Замоскворечьем, Патриаршими прудами. Но атмосфера Москвы не ограничивается Бульварным или Садовым кольцом. ДН рассказывает о менее знаменитых московских районах, которые сохранили свое очарование до наших дней.

10-02-2016, 23:01


  Чествование Святой Розалии в Палермо

Святой покровительницей города Палермо является Розалия, и в ее честь каждый год 15 июля устраивается пышный праздник с грандиозным торжественным шествием, которое начинается от Дворца норманнов, и устремляется по улицам города к морю, проходя через «Счастливые ворота».

Впервые день Святой Розалии отпраздновали в 1625 году. С того времени праздник стал ежегодной традицией, собирающей тасячи верующих.

29-12-2015, 19:29


  Татьянин день в России

Сегодня в России не найдешь ни одного студента, который бы не праздновал с размахом свой профессиональный праздник – 25 января, Татьянин день, день студента. Официально в России его начали отмечать только с 2005 года, но и до этого студенческая молодежь устраивала в этот день веселые попойки.

22-12-2015, 18:28


  Немножко о традициях и обычаях Японии

Вы пришли в гости в японскую семью и принесли подарок – проявите скромность, скажите что-то наподобие: «прошу прощения, но это такой пустяк», «может быть, мой подарок придется вам не по душе».

25-11-2015, 19:27


  Загадочный Таиланд

В Таиланде считается священной голова человека. Причем, это не зависит от пола или возраста, а также от социального положения. Есть древнее поверье, что по жизни каждого человека ведет его собственный дух-хранитель, а обителью этого духа как раз является голова. Для тайцев считается непростительным оскорблением любые прикосновения к голове: будь то простое поглаживание, шутливое взъерошивание волос или простое прикосновение.

19-11-2015, 18:30


  Обычаи и традиции Индии

В настоящее время все больше людей предпочитают проводить свой отдых, путешествуя по разным странам и континентам. Открывать для себя новые горизонты, знакомиться с традициями и обычаями народов, населяющих их. Все больше туристов манит к себе загадочная и сказочная Индия с гостеприимным и щедрым народом. И, пожалуй, не лишним будет немного узнать некоторые особенности в общении людей этой страны.

6-11-2015, 18:22


  История валенок в России

Прародителями русских валенок были традиционные войлочные сапожки кочевых племен, которые более полутора тысяч лет назад населяли территорию современной Европы. А на русские просторы валенки «пришли» вместе с Золотой Ордой – представители монгольских и тюркских племен носили войлочную обувь, которую называли «пима».

30-10-2015, 16:23


  Забавные свадебные традиции народов мира

- В мире есть много интересных, необычных, странных, страшных или смешных свадебных традиций. Одна из таких смешных и нелепых традиций существует в Индии, штат Пенджаб. Представьте только: там существует запрет на вступление в третий брак! А в четвертый раз женись на здоровье. Но до чего дошла смекалка людей.

29-09-2015, 19:57


  Традиции народов Южного Урала

Гряда Уральских гор пересекает по меридиану практически всю территорию России. С одной стороны Уральские горы выходят на берега Северного Ледовитого океана, а с другой стороны они входят в казахстанские пустыни.

29-09-2015, 19:55


  От китайского фарфора к мейсенскому!

Исторический факт, что благодаря китайской цивилизации народы мира получили немало удивительных открытий и достижений. И одним из таких великолепных подарков является фарфор.

Для того чтобы попытаться раскрыть всю глубину вопроса, совершим небольшое путешествие во времени назад. Только представьте: секреты изготовления фарфора китайцами свято хранились более тысячи лет! И, конечно, за этот период предпринимались неоднократные попытки выведать секреты технологии. Но что это были за попытки!

27-08-2015, 11:32


Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии"
Все права защищены. © 2009 Наши награды