Понятие культуры характеризует специфическую сторону жизнедеятельности человека. Специфичность определяется двуединой природой культуры как деятельности одновременно социальной (родовой) и индивидуальной (личностной).
Родовая деятельность (культура) означает качественное своеобразие общества в сравнении с другими способами организации жизни. Схематично это может быть передано через взаимодействие формоизменения, целеполагания и социальности (наличия социальных связей) в деятельности социума. Иначе говоря, прежде чем что-либо использовать для удовлетворения своих потребностей, человек должен изменить форму этого вещества природы. Таким образом, именно стремление удовлетворить потребность (достижение поставленной цели) выступает мотивом и стимулом к деятельности.
Любое явление культуры посредством обучения и воспитания может быть воспринято и использовано (потенциально) любым членом человеческого сообщества. В качестве примера приведём использование системы подсечного земледелия у славян. С помощью примитивных орудий легче было обработать лесистую почву, чем степные земли, и уберечь посевы от кочевников было проще в лесу. Подсекой (диалектные названия: сеча, лядо, пал, нива, новина) называют при подсечной системе лесную поляну, на которой вырубили и сожгли лес, чтобы удобрить почву золой и пеплом. В начале лета, мае или июне, деревья на поляне валят. Подрубают их как можно ближе к земле и оставляют сохнуть на месте. Очень редко, если деревья еще небольшие, их сжигают сразу - это называется сыросек. Поваленный лес должен покрыть поляну по возможности равномерно: при этом корни травы оказываются под ровным слоем листьев, хвои и сучьев и подопревают. Высохшие сучья и ветки сжигают, иногда осенью того же года, но чаще весною следующего. При этом стараются сжечь также дерн и корни травы. Поэтому кучи горящего дерева (валы, валки) перекатывают с помощью длинных дере-вянных вил по всему участку. В этой работе принимают участие все трудоспособные представители мужского населения, она носит название "катать валки" и является тяжелой и грязной. Все участвующие в ней задыхаются в огне и дыму, покрыты сажей и смолой, одежда их обгорает, руки обожжены. Бывает так, что угоревшие углежоги сгорают заживо. Иногда сучья и ветки сжигают связав их в большие вязанки (кубыши) и прикрыв дерном. Обгоревшие стволы пускают на дрова. Если же дрова не нужны, то эти стволы, иногда расколов, складывают в штабеля и дрова поджигают. На подсеке остаются только пни, из которых более мелкие выкорчёвывают, а большие оставляют в земле: они постепенно сгнивают и удобряют почву. Свежая подсека не требует ни удобрения, ни обработки почвы. Весной прямо в золу сеют ячмень, лен, горох, пшеницу. Летом сажают репу, осенью сеют рожь и пшеницу. После посева семена запахивают бороной-суковаткой или же просто елью или граблями. Иногда перед посевом подсеку рыхлят мотыгой, боронят и даже вспахивают легкой сохой. Подсеку можно несколько раз возделывать без удобрений, она требует очень незначительной обработки и дает сравни-тельно высокий урожай. Когда она истощена, ее забрасывают, и она снова превращается в пустошь, в покос или зарастает кустарником. Под пустошами, которые так часто упоминаются в памятниках XVI - XVII вв., следует понимать именно такие заброшенные подсеки с истощенной почвой. Лет через 10-20 земледелец возвращается к прежней подсеке и снова вырубает и выжигает её. Иногда подсеки удалены от селения на большое расстояние, и тогда на время летних работ там строят специальные помещения для людей и скота. Такие подсеки назывались "заимка", "починок" и нередко становились центром возникновения нового селения. Подсечное земледелие сыграло значительную роль в ис-тории заселения Северо-восточной Европы и Сибири.
Понятие "сущность культуры личности" выступает явлением нормативным. Предполагает взаимодействие ряда элементов:
- определенный набор социальных сил личности (способностей, знаний, навыков, потребностей),
отражающий целостный характер общества и потому позволяющий индивиду в различных формах
участвовать в экономической, политической, социальной, духовной сферах социума.
- возможность перехода сущностных сил человека с уровня инди-видуально значимого на социально значимый.
- изменение характера детерминации развития социальных сил человека с внешнего на внутренний.
Любовь к жизни (живому) выступает главной ценностью (благом) определяющей общую направленность взаимодействующих элементов. "Воспоминания" Д.Н. Овсянико-Куликовского (1853-1920), выстроенные в психоаналитическом ключе, помогают лучше понять процесс культурного самосознания индивида. Размышления видного отечественного лингвиста, литературоведа, мифолога, психолога, историка культуры об особенностях своего жизненного пути являются прекрасной иллюстрацией жизнеспособности приведенной выше схемы.
Под ценностями культуры понимают основополагающие универ-сальные стандарты родовой человеческой деятельности, пронизывающие ее этическую (в аспекте добро - зло), эстетическую (красота - безобразное), религиозную (мысль о Боге), научную (истина - заблуждение), правовую и иные стороны.