НИЦШЕ
Фридрих Вильгельм (1844 - 1900)
Ницше Фридрих Вильгельм - крупный немецкий философ, предвозвестник философии жизни, экзистенциальной
философии и философской антропологии. Его идеи имеют ярко выраженную
культурологическую окраску, т.к. касаются вопросов религии, морали,
контркультуры. В творчестве и личной судьбе Ницше наиболее драматично
отразился кризисный характер переходной эпохи от классической культуры к
культуре современной на рубеже XIX – начала XX века, выразившийся в тотальной
утрате веры в разум, в разочаровании и пессимизме.
Главной работой раннего Ницше является его первая книга «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1872). В ней
рассматривается противоположность аполлонического (как оптимистически
радостного, логически членящего, прекрасного) и дионисического (как
трагически-оргиастического, жизнеопьяняющего) начал, через развитие которой
прослеживается вся история человечества. Есть в книге, однако, и второй ракурс
– это проблема науки, разума (который уже здесь рассматривается как опасная,
подрывающая и подменяющая жизнь сила). Только искусство, которое на ранних
этапах человеческой цивилизации играло, по мнению Ницше, первостепенную, по
сравнению с наукой, роль в жизни общества, является полнокровным воплощением и
проявлением подлинной жизни, стихийным, ничем не детерминируемым, кроме воли и
инстинктов художника, процессом жизнеизлияния. Отсюда сакраментальная фраза
Ницше, ставшая своеобразным девизом его раннего эстетизма, – «...только как эстетический
феномен бытие и мир оправданы в вечности». Завершает труд «чудовищная надежда»
философа на возрождение трагического века с его дионисическим искусством,
ставшим своеобразным символом жизненности.
Основные идеи позднего Ницше: 1) Переоценка всех ценностей
– критическая, порой разрушительно-критическая идея ломки и уничтожения
устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми,
провозглашаемыми в учении Ницше. Наиболее острой критике подвергаются такие
понятия, как христианская «любовь к ближнему», сострадание, самоуничижение,
равенство всех перед Богом и др., отрывающие человека от истоков подлинного
существования, от самой жизни. Ницше окончательно вводит в европейскую
философию категорию «ценность». 2) «Воля к власти» – фундаментальное
онтологическое понятие, разрабатываемое на основе учения Шопенгауэра и вместе с
тем обладающее новым смыслом. Для Ницше «воля» есть конкретная, индивидуальная
воля человека, сущность любого существования заключается в повышении этой индивидуальной
воли. 3) Идея «сверхчеловека» как нового (биологического, но
эстетизированного Ницше) типа человека, превосходящего современных людей по
своим морально-интеллектуальным качествам. Созданный им образ отличает гармония
и синтез двух начал – дионисического с его радостным утверждением инстинктивной
жажды жизни, и аполлоновского, придающего этой бьющей через край жизни
одухотворяющую стройность и цельность идеала. Вся эта громадная сила должна, по
Ницше, быть направлена в творческое неустанное стремление к новому. Его сверхчеловек
– это, прежде всего, творец, обладающий сильной, стремительной, «длинной
волей», творец самого себя как автономной и свободной личности. В поздних
работах Ницше романтический идеал сверхчеловека заменяется культом сильной
личности, с крайней жестокостью преодолевающей все моральные нормы современного
общества.
Ницше пророчески предвещает своим современникам распад
европейской духовности и девальвацию ее ценностей, «восстание масс»,
тоталитаризм и воцарение «грядущего хама» с его нивелировкой человека под
флагом всеобщего равенства людей.
Основные работы Ф.Ницше «Рождение трагедии, или Эллинство
и пессимизм» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878-1880), «Веселая
наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1883-1886), «По ту сторону добра и
зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887), «Казус Вагнер» (1888), «Сумерки идолов,
или как философствуют молотом» (1887-1889), «Антихристианин» (1888), «Ecce homo» (1888), «Воля к власти» (1901-1906, посмертно).
Работы и труды деятеля
Антихристианин. Проклятие христианству (1888)
Так говорил заратустра. Книга для всех и ни для кого (1883-1886)
Сумерки идолов или как философствуют молотом (1888)
Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов (1878)
По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего (1886)
Воля к власти (1901-1906)