Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


    Клинкерный кирпич для фасада в Москве от европейских производителей.

Гердер И.Г. "Идеи к философии истории" (Просвещение: культурология как наука)

ГЕРДЕР
Иоганн Готфрид (1744 - 1803)


Гердер Иоганн Готфрид

Гердер Иоганн Готфрид - мыслитель эпохи распада «просветительского разума», ученик Канта, начинал как сторонник движения «Бури и натиска». Проповедник, поэт, переводчик, эрудит, основоположник научного осмысления истории и культуры. Гердер один из первых мыслителей, который стремится выявить закономерности исторического и культурного процессов. Его философско-исторические взгляды связаны с пониманием истории как осуществляющегося проекта, где всем правит Бог. История, таким образом, по необходимости реализует цели Провидения и Бога, и прогресс движет не воля человеческая, а Бог, ведущий человечество к реализации целей во всей полноте. В историческом пути каждая фаза имеет собственный смысл. В противовес просветительской идее государства Гердер выдвигает понятие «народа» как живого органического единства. Кроме того, Гердер обосновывает идею о том, что язык является не только конвенциональным или коммуникативным средством, но и специфичен для природы человека. Человека отличает от животного «рефлексия», именно она образует язык, закрепляющий моменты подвижной игры ощущений. Поэзия глубочайшим образом натуральна, она древнее прозы, ибо последняя предполагает логическое опосредование. Сам человек – творение языка. Основные философско-исторические взгляды Гердера изложены в работе «Идеи к философии истории человечества». Здесь у него слово «культура» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер провозглашает национальную самобытность искусства, утверждает историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры. Он первым предложил, наряду с «культурой» в единственном числе, употреблять «культуры» во множественном, подчеркивая тем самым несводимость, уникальность различных национальных культур.

Работы и труды деятеля

Идеи к философии истории человечества (1784 - 1791)
Заключительные замечания