Какими путями пришла Европа к культуре, как обрела она
то достоинство, каким отмечена перед всеми другими народами? Время, место,
потребности, условия, обстоятельства, поток событий – все шло в одном
направлении, но обретенное достоинство в первую очередь было результатом
бесчисленных совместных, солидарных усилий, плодом собственного
трудолюбия и прилежания.
1. Если бы Европа была богата, как Индия, если бы
материк Европы был однообразным, как Татария, жарким, как Африка, замкнутым,
как Америка, то не было бы ничего из того, что выросло и сложилось в Европе.
Даже погруженной в глубокое варварство Европе географическое положение не
позволило вновь добыть свет знания; но более всего полезны были ей реки и моря.
Пусть не будет Днепра, Дона и Двины, Черного, Средиземного, Адриатического
морей, Атлантического океана, морей Северного и Восточного с их берегами,
островами, реками - и вот уже нет почвы для того великого торгового союза,
который привел в движение Европу и приучил ее к прилежному труду. Две огромные
и богатые части света, Азия и Африка, окружали свою бедную и неприметную рядом
с ними сестру Европу, с самого края света, из областей древнейшей культуры они
слали сюда товары и изобретения и этим возбуждали жар трудолюбия, дар изобретательства.
Европейский климат, остатки Древнего Рима и Греции только способствовали всему,
и так получается, что все величие Европы покоится на фундаменте знания,
неутомимой деятельности, изобретательности, на всеобщем солидарном старании и
соревновании.
2. Гнет римской иерархии, быть может, был
необходимым ярмом - цепями, сковывавшими грубые народы средневековья; не будь
ее, и Европа, вероятно, стала бы добычей деспотов, ареной вечных раздоров, если
не монгольской пустыней. Поэтому римская иерархия заслуживает похвалы – она
послужила противовесом, но если бы действовала всегда и постоянно только эта сила,
только эта пружина, Европа превратилась бы в церковное государство по
тибетскому образцу. Но действие и противодействие вызвали такое следствие, о
котором не подумала ни одна из сторон; нужда, опасности, потребности вызвали к
жизни третье сословие – прорастили его между двумя первыми, и этому новому
сословию суждено было стать животворной кровью всего огромного деятельного
организма, а иначе организм распался и разложился бы. Это – сословие, на
котором держится наука, полезный труд, старание и соревнование;
благодаря этому сословию эпоха, когда рыцарство и поповство были жизненно
необходимыми сословиями, медленно, но верно подошла к концу.
3. И какой могла быть новая культура Европы, тоже
явствует из предыдущего. Она могла стать только культурой людей, какими они
были и какими желали стать, культурой, порождаемой деловитостью, науками,
искусствами. Кто презирал труд, науку, искусство, кто не испытывал в них
потребности, кто извращал и искажал их, оставался тем, кем был прежде; чтобы
культура равномерно и всеохватно пронизывала и воспитание, и законы, и
жизненный уклад всех стран – всех сословий и народов, – об этом в средние века
еще нельзя было и подумать, а когда же придет пора думать об этом? Между тем
разум человеческий, умноженная солидарная деятельность людей неудержимо, неуклонно
идут вперед и видят в этом добрый знак, если даже лучшие плоды и не созревают
до времени».