Радикальное обновление опыта и жизненных ценностей в Новое время неизбежно породило новые тенденции и в сфере художественного творчества. Оформляется новое представление о смысле художественной деятельности и новых критериях прекрасного, обновляются способы художественного творчества, эстетические и художественные вкусы людей.
Как и для всей культуры, для художественной культуры Нового времени решающим оказалось влияние Ренессанса. То, что было порождено Возрождением, получило продолжение в Новое время, но продолжение не однолинейное, не однонаправленное. В XVII–XIX веках в Европе оформились художественные стили такие как «классицизм», «барокко», «романтизм», «реализм», «рококо», «сентиментализм». Рассмотрим только три направления, которые можно назвать не просто стилями с каким-то формальными особенностями, но и различными способами мышления, восприятия мира, характерными для Нового времени – барокко, классицизм и романтизм.
XVII век часто называют веком барокко (итал. barocco, букв. странный, причудливый). Но искусство XVII века очень разнообразно, и назвать это время веком барокко можно только, если понимать его широко – как фиксацию нового мировосприятия в этом смысле под барокко можно понимать общую тенденцию к динамизму.
Этот стиль продолжает ренессансный антропоцентризм, но он оказывается видоизмененным, двойственным и даже как будто сомнительным. Научное знание расширяет границы мира. Земля не воспринимается как центр мироздания, солнечная система, как выяснилось, оказалась не Вселенной, а лишь малой ее частью. Вследствие нового видения пространственно-временных параметров существования изменяются представления о месте человека. Изменение картины мира «поставило место человека в мире под вопрос» (Р. Гвардини). Эпоха барокко отражает это противоречивое положение человека: с одной стороны, его активную позицию по отношению к миру, с другой – самосознание одинокой личности, ощутившей свою ничтожность в бесконечном мире.
Эта противоречивость самоощущения человека проявляется в новом понимании красоты, которое предлагает барокко, которое во многом противоречит ренессансному. Ренессансная красота воплощалась в гармонии – гармонии человека и Бога, человека и природы, частей и целого. В эпоху Возрождения и позже в классицизме художники находили красоту в стройности, ясности, гармонии линий, в чистоте ярких, но не бьющих в глаза красок. В барокко появляется иная концепция красоты, построенная на динамическом соподчинении элементов основному мотиву. Линии стали извиваться, формы – усложняться. В живописи чистый цвет уничтожается бесконечными переходами оттенков, постоянным использованием темного фона. В архитектуре признаком стиля становятся криволинейность планов, изгибы стен. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной.
Это ощущение движения, протекаемости, изменяемости фиксирует новое восприятие времени: эпоха барокко больше не мыслит в категориях постоянства. Сама личность больше не равна сама себе, изменчива и не всесильна. Но вместе с тем в барокко с его вечным изменением, движением, неустойчивым положением человека проявляется и нововременная установка личности – установка на деятельность, преобразование в противовес созерцанию. В искусстве барокко чувствуется стремление человека подчинить себе мир. Барокко пытается создать пластичное, подвижное, но зависимое от человека пространство. Не случайно эффект оптической иллюзии – любимейший эффект барокко. Создание иллюзии – создание нового мира, управление пространством, светом, обман закона перспективы. Архитектор и скульптор Лоренцо Бернини так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что она снизу кажется гораздо длиннее, чем есть на самом деле, потому что кверху она сужается, свод становится ниже, колонны меньше и промежутки между ними теснее.
Надо сказать, что эти эстетические принципы отвечали духу контрреформации. Она противопоставляет реформистским течениям не религиозность как таковую, а зрелищность, роскошь, эффектность. Так в искусстве получается слишком человеческое пространство, пронизанное человеческими ощущениями чувственно-материального мира, даже в религиозных сюжетах нет выхода в другое, божественное пространство. У Рубенса во многих алтарных композициях, также как и в картинах на темы античной мифологии, заметен именно человек, его телесное бытие. В знаменитой скульптуре Л. Бернини «Экстаз св. Терезы» гораздо больше «сладостной муки», чем святости, благочестия, гораздо больше эротики, чем мистики.
Тем не менее, при всей «странности», «неправильности» в барокко сохраняется устремленность к гармонии в изображении сложного противоречивого. Несмотря на свою нередко отмечаемую исследователями, вроде бы явную противопоставленность ренессансным традициям, барокко выступает их продолжением, развитием. Нагляднее всего это демонстрирует богатая барочная архитектура – расцвет пышных, разнообразных, изящных и, в то же время, мощных архитектурных форм. Барочное оформление среды, зданий, интерьеров и сейчас привлекает декоративностью и великолепием, живописностью, неожиданными пространственными эффектами в дворцовых и садово-парковых ансамблях (иллюзорность, чередование зеленых насаждений, водоемов, гротов, террас и лестниц). Живопись барокко отмечена тем же блеском, страстностью, динамизмом, зрелищной яркостью. Барокко выразило движение эстетической и художественной культуры к сложной, богатой гармоничности бытия, гармоничности, включавшей в себя и элементы дисгармонии.
Устремленность ренессансной эстетики к гармонии специфически выявились в классицизме XVII–XIX вв. При этом классицизм (от лат. classicus – образцовый) как и Возрождение заявляет о своей ориентации на античность. Для того чтобы воплощать красоту, в жизни и в искусстве, надо было изучать античные образцы, и, подражая им, принимая их за правило, создавать произведения искусства, оформлять окружающую среду.
Для классицизма венец и вершина всего в мире – человеческий разум, рассудок. Классицизм имеет в качестве своей основы представление о разумном устройстве мира, о прекрасной облагороженной природе. Художественное мышление классицизма пронизано стремлением к простоте, ясности, рациональности, логичности образа. Ценностно-нормативной основой классицизма является идеал вневременной и вечной красоты, которая выражается в своей разумной организацией, логике построения.
Поскольку сфера государственного устройства и сфера нравственных норм для эпохи Нового времени, безусловно, является сферой применения разума, сферой, где человек действует не как животное, а как разумное и воспитанное существо, то и классицизм стремится к выражению гражданских и нравственных идеалов. Идеалы эти в литературе выражаются знаменитым конфликтом разума долга и чувств. Донья Химена в пьесе П. Корнеля «Сид» разрывается между любовью к Сиду и дочерним долгом, который велит ей мстить убийце своего отца. Федра у Расина разрывается между своим супружеским долгом и преступной страстью к пасынку. Однако, и автор, и обе героини, и читатель точно знают, что именно нужно предпочесть.
Искусство призвано упорядочивать мир, содействовать воспитанию личности, гражданина, а поэтому оно само должно быть гармонизовано с помощью правил, которым художник должен подчиняться в своем творчестве. Единство стиля, единство характеров – все это должно служить воспитанию читателя, зрителя и т.д. Очень важно для классицизма то, что из ясного и возвышенного содержания вытекает ясность и простота формы. Теоретик классицизма Н. Буало сформулировал классицистский идеал красоты, требования к произведению искусства: 1) упорядоченность художественной формы; 2) изящество; 3) благородная простота, которая предполагает однозначность содержания художественного произведения. У французского поэта Ф. Малерба эти критерии правильного художественного произведения уточняются такими характеристиками, как чистота, ясность, уравновешенность композиции. Выражением этих требований являются, например, правила «трех единств» для драматургии (времени, места и действия), правила сюжетного отбора и композиционного построения картины в живописи, доминирование рисунка над цветом. Соответственно возвышенным, призванным воспитывать идеям классицизм устанавливает иерархию жанров и делит их на «высокие» (трагедия, ода, историческая, мифологическая или религиозная картина) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.)
Наиболее ярко в Европе Нового времени классицизм проявился в абсолютистской Франции. Там появились не только великие драматурги-классицисты. Чрезвычайно мощно расцвела архитектура с ее классической, ясной, рационально выверенной, «правильной» гармоничностью. Даже природу, окружающую человека, французские классицисты обрабатывали, оформляли в соответствии с правилами, формируя разумно-искусственную среду. Французский (регулярный) парк представляет собой воплощенную картину ценностей классицизма.
Регулярный парк роскошен. Широкие прямые аллеи уходят вдаль, стриженые деревья, орнаментальные цветники на газоне. Искусственность не только выставляется на первый план, но обязательно вытесняет всякую естественность. Сад – это особый упорядоченный, сотворенный мир. Такой вид порядка считался в высшей степени желательным и универсальным. Такая точка зрения подкреплялась тем, что люди испытывают удовольствие при ощущении порядка. (Интересно, что и сейчас именно Царское Село и Петергоф с их роскошным регулярным садом пользуется большим туристическим успехом, чем пейзажные парки Павловска или Гатчины). Регулярная композиция французских парков создавалась на основе принципов пропорциональности, четкости, строгой иерархии главного и второстепенного. Деревья и кустарники используются в качестве строительного материала: им придаются формы шаров, ниш, арок, из них делают стенки – боскеты Симметричность пейзажа, преобладание рукотворных зеленых масс – обязательные условия. Важным элементом была вода – фонтаны и водоемы правильной геометрической формы.
Неудивительно, что разумное и призванное воспитывать искусство приветствуется веком Просвещения. Используя свои художественные просветительские средства, искусство должно воздействовать на публику, формируя ее эстетические и художественные вкусы, создавая таким образом эстетически и художественно просвещенную публику.
По выражению А.Ф. Лосева, классицизм – система мало подвижных и устойчивых художественных структур, представляющих собой пластическое совершенство, романтизм же – система вечно подвижных и размытых структур, образующих собой беспокойно подвижную бесконечность.
Романтизм можно назвать противоположным классицизму способом восприятия мира. В общем, романтизм рождается как реакция на Просвещение. Отрицание Просвещения является отрицанием реальности, утверждаемой Просвещением, а точнее, той реальности, которая, как оказалось, глубоко расходится с провозглашенными Просвещением идеалами.
Надо сказать, что именно философия Просвещения в конечном итоге привела к Великой Французской революции. Реальность, установившаяся в результате, оказалась посредственной, слишком прозаической. Романтизм – протест против этой антигероической и прозаической реальности. Л. Тик высказывал мысли, которые можно приписать всем романтикам. Он говорит о том, что человеку невозможно жить в этом сухом, скудном и жалком мире, поэтому нужен идеальный мир, где он найдет свое спасение.
Этот протест порождается не скукой, а обостренным чувством того, что благие намерения слишком часто оборачиваются адом революционного террора и войнами, а стремление к разумному переустройству общества – конфликтами и подавлением человеческой индивидуальности. Характерно, что пессимизм по поводу последствий прогресса разума, обозначившийся у представителей немецкой философии романтизма (Ф. Шлегель, Новалис, Шлейрмахер, Гёльдерлин), так или иначе, присутствовал в новоевропейской цивилизации и в более поздние времена.
Романтизм – это не только особое направление в искусстве или в философии, наиболее ярко заявившее о себе в конце XVIII – начале XIX века, но и особая модель поведения, воплощенная в фигуре романтического героя.
Романтический герой – личность, которая не верит в устранимость конфликта человека с окружающим миром посредством разумной активности, и видит спасение в уходе в себя, в мир собственных ценностей.
Идеальным миром для романтиков становится искусство. Причем смыслом искусства является выражение внутреннего мира художника как единственно истинного и противоположного действительному миру. Истинность же внутреннего мира состоит в том, что субъект здесь, прежде всего – творческий субъект, а в своем творчестве он подражает творчеству природы, его произведения обладают такой же, если не большей значимостью.
Из разделения мира на грубую действительность и идеал рождается понятие романтического двоемирия. Искомый идеальный мир может быть найден в природе, во внутреннем мире, который определяется напряженной эмоциональностью, в национальном прошлом или, например, в восточной экзотике. («Алжирские женщины», «Смерть Сарданапала» Э. Делакруа.)
Романтики не интересуются обычными людьми в обычных обстоятельствах. Им интересно только маловероятное, странное, ужасное. Они любят дикие потоки, страшные пропасти, непроходимые леса, бури на море, древние разрушенные замки, последние часы великих тиранов.
Как романтизм можно назвать противоположностью классицизма, так английский пейзажный парк представляет собой нечто противоположное по форме и содержанию французскому парку. В нем не властное подчинение природы законам и творческой силе разума, а искусно создаваемая иллюзия естественности. Пейзажный парк, как правило, насыщен романтическими руинами, мавзолеями. Парковый пейзаж должен передавать меланхолическое настроение или изображать идиллический покой сельской жизни. Он строится на контрастной смене впечатлений: темные рощи, гроты сменяются открытыми лужайками. Здесь почти нет прямых линий. Однако в парке нет случайных деталей, он полностью создавался руками человека. Вода тоже оформляется, но оформляется не в геометрические формы, а в извилистый ручей, озера неправильной формы, каскады.
Изощренность садоводов доходила до того, что даже овцы, которые паслись на лугах, подбирались по цвету шерсти, чтобы издали создавать красивые пятна. Ведь английский парк рассчитан на тонко чувствующую личность.
Именно эти три стиля определяют Новое время: барокко как запечатление нового мировосприятия и нового положения человека. Классицизм как выражение разумности эпохи, ощущения всесилия человеческого разума. Романтизм как поиск целостного мировоззрения, протест против одномерного понимания человека, как выражение сомнения в разуме.
Таким образом, можно выделить самые сильные и самые общие тенденции в культуре Нового времени. Именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться в качестве непререкаемого авторитета. При этом разум делается орудием для преобразования природы, человеческого общества и самого человека. Такое представление о разуме говорит о появлении в эпоху Нового времени деятельного субъекта, ощущающего свою свободу и самостоятельность во.
Естественно, что культура Нового времени более многообразна и противоречива. В ней есть различные отклонения от «генеральной линии». В религиозной культуре это интерес к мистике и тайным учениям. В искусстве – существование наряду с «большими» стилями такого стиля как рококо с его изяществом, чувственностью, особой несерьезностью, интимностью, противостоящей как строгому классицизму, так и трагическому романтизму. В политике – абсолютизм, революционный террор во Франции, нарушающие правила политического либерализма.
Возможно, именно такое разнообразие явлений культуры Нового времени делает эту эпоху содержательно близкой нашему времени. Многое в нашей нынешней культуре, в наших ценностях, которые мы называем общечеловеческими, остается от нововременного прошлого.