Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


Характеристики античного типа культуры

Греческая культура – морская, открытого типа. Отсюда быстрая колонизация окрестных земель и островов, любопытство к другим культурам. Греческой культуре были присущи заимствование и изменение.

Агональное – состязательное начало в культуре. Этим проникнуты все сферы жизни и деятельности, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры (в честь победы Зевса над Кроном). Погоня за славой. Возможна была от острого чувства скоротечности человеческой жизни и неумного желания преодолеть смерть. Преодолеть смерть путем увековечивания своего имени в памяти поколений. Это славное имя превосходит всякую материальную награду.

Приоритет нравственных духовных интересов над материальными. Мудрость «sophia» – вот высшая ценность. Это знание о предметах возвышенных, обычно бесполезных с точки зрения практической. Интеллектуальная игра. Знание ради знания. Бескорыстная любовь к истине. Именно в этой атмосфере рождается наука и философия. В частности диалектика как искусство доказывать и опровергать какой-либо тезис. То есть, греки не признавали авторитетов, не считались с предками и заветами старины (даже к Гомеру).

Однако дух состязательности соотносится с принципом меры во всем. Возможно, в реальной жизни они мало руководствовались этим принципом. Дух соперничества часто оказывался разрушительным. Постоянные войны, нет единого государства. Идеал греческого человека – мера, мера во всем, основанная на принципе гармонии, «золотой середины».

Личность человека не имеет такого колоссального и абсолютизированного значения как в европейской культуре после эпохи Возрождения. Личности в современном понимании этого слова в античности нет, она рассматривается как нечто нераздельное, она сводима к процессам, которые происходят между небом и землей. Человек смыкался со всей мировой материей, и был един со всем физическим миром и природой не выходя из круговорота материи, где все мыслилось вечным – и смерть и рождение. Жизнь человека управляется божеством, которое само играет без ярко выраженной цели. Это божество еще само неотделимо от мирового хаоса и вечно изменчивых стихий. Личность есть хорошо организованное и живое тело. Тело самодостаточный мир, движущийся в пространстве. Тело по Анаксагору содержит в себе зародыш всех вещей вообще. Оно является символом космоса в целом. Внутренняя смысловая жизнь и телесная есть одно и тоже. Греческие боги есть лишь человеческие тела, обобщающие смысловые принципы бытия.

Античная культура построена на принципе объективизма.

Понимание мира как космоса (от «космео» – придание формы), как чего-то упорядоченного, в него включен и человек. Мир завершен из хаоса – отсюда стремление к оформлению как основная интенция греческой культуры в целом. В этом поле и возникает философская мысль как стремление к упорядочиванию смыслов. Главная сила мышление. Мышление как особое бытие, подлинное (Парменид).

Космос для грека чувственно-материален, то есть он видим и слышим. Античный космос ограничен в пространстве, потому что таковым является вообще всякое человеческое тело обобщением, которого и был космос. Космос огромное живое тело, как в целом таки во всех своих частях. Космос единство противоположных начал фаталистического и героического, внеличностного и чувственного, разумного и т.д. Космос существует вечно, сам по себе, он сам для себя свой абсолют. Космос движется, но поскольку он ограничен, то ему остается только вечно вращаться, вокруг земли, которая и была центром.

Пантеизм, ибо космос есть абсолютное божество. Идеальные боги лишь обобщение соответствующих областей природы как разумной, так и неразумной. Природа есть абсолют. Только богам доступны законы природы. Человек живет в космосе, он дом для него, понятен и доступен ему. Человеку доступны космические ритмы через скульптурное воплощение космической гармонии, симметрии и меры.

Необходимость – это судьба, и нельзя выйти за ее пределы. Античная культура развивается под знаком фатализма. Героизм – фаталистически-героический. (Судьба Гектора в «Илиаде»).

Космос есть наилучшее и наисовершеннейшее произведение искусства. Т.е. художественное понимание космоса. Сам термин космос сопрягается с порядком, ладом, красотой. Человеческое искусство лишь его жалкое подобие. Античность скульптурна.

Представление о мире сводятся к тому, что это есть театральная сцена. Люди актеры, космос сам сочиняет пьесы, земля – сцена. Модели игры среди представлений греков о жизни космической и человеческой: во-первых, это стихийная неразумная игра вселенских сил, изливающая переизбыток своей энергии на человеческую жизнь, входящую в общий природный круговорот мировой материи. Во-вторых, жизнь человека и универсума есть ничто иное, как сценическая игра, строжайше продуманная и целесообразно осуществленная высшим разумом. Обе эти тенденции сосуществуют вместе.

Главное в античной культуре это зрение.

На первый план выступает «логос» (которое есть слово и мысль, но не личность как в христианстве). Это понятие логическое, языковое и в то же время натурфилософское, обозначающее нечто материальное связанное с воздухом. Огнем, землей, со всеми стихиями. «Идея» также начинается с видимости и чувственного, она восходит и к космосу.

Полис античная модель мира в социальной сфере. Человек есть «политическое животное». Патриархальное рабство. Свобода вот, что отличает греков от других народов. Внешним выражением внутренней свободы греков явилась их демократия.

Ф.Кессиди считал, что у греков были развиты оба полушария и правое и левое.

Одной из главных тенденций античного мышления: строить жизнь по модели природы, бытие которой ограничено вечным круговоротом материи, замкнуто в себе, а потому внеисторично. Даже в более поздние времена, когда утвердилось учение о самостоятельной ценности души человека и ее вечности, сам душа представлялась телесной и участвовала в мировом круговороте, воплощаясь в тела, переживая с каждым новым телом несколько жизней и возвращаясь, каждый раз снова на землю, пройдя путь испытаний и очищения.

Красота, особенно в классический период понимается греками как чувственно наглядная или созерцательная целесообразность. Последняя, приводит к тому, что порядок как объективная целесообразность, воспринимается и видится как прекрасное и является предметом восторга.