Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


Шесть законов живописи

В старину Се Хэ говорил, что в живописи есть шесть законов.
Во-первых, созвучие энергий в движении жизни.
Во-вторых, прочная основа в работе кистью.
В-третьих, соответствие действительности в изображении предметов.
В-четвертых, следование категориям вещей в распределении цветов.
В-пятых, правильное распределение предметов в композиции картины.
В-шестых, точное воспроизведение образов в копировании картины.
С давних времен все художники применяли эти законы. Я, Яньюань, оценивая их, скажу так:
Живописцы древности могли передать форму вещей, но превыше всего полагаясь на основополагающий дух образа. Судить об их картинах на основании сходства с их прототипом - это занятие несведущих, пошлых людей. Нынешние живописцы искусно изображают формы вещей, но не могут выразить созвучия энергий. Если оценивать их картины с точки зрения созвучия энергий, то их видимая достоверность потеряет смысл.
Живопись высокой древности проста по исполнению и целомудренна по замыслу, но отличается изысканной пристойностью. Таково наследие Гу Кайчжи и Лу Таньвэя.
Живопись средней древности мастерски сработана, изящна и тщательна и излучает очарование. Таково наследие Чжан Цзыцяня и Чжэн Фаши.
Живопись близкой древности роскошна и прекрасна и устремлена к совершенству.
А картины нынешних художников путаны и беспорядочны, в них нет смысла. Это - работа заурядных ремесленников.
Когда рисуешь вещи, нужно добиваться подобия. Однако подобие целиком заключается в соответствии основополагающему духу вещи. И дух, и внешний образ вещи коренятся в воле и выражаются в работе кистью. Вот почему мастера живописи, как правило, превосходные каллиграфы.
Гу Кайчжи говорил: "Из всех вещей труднее всего рисовать человека, за ним идут горы и воды, затем идут собаки и лошади. А неподвижные предметы вроде башен или террас рисовать легче всего". Вот мудрые слова. Ибо, изображая божеств или людей, которые обладают живым движением, нужно прежде всего постичь духовное согласие, а затем браться за кисть. Если же нет созвучия энергий, то и правдоподобие картины окажется пустым и ненужным. А если подобие вещам будет пустым, то и кисть будет идти нетвердо. Пустые красоты лишают живопись утонченности.
Со времен Гу и Лу многие картины были утеряны, и трудно судить о них со всей основательностью. Пожалуй, только о У Дао-цзы можно сказать, что он постиг все шесть законов живописи, выразил суть всей тьмы образов и своей божественной рукой передал высший предел превращений всего сущего. А потому в его живописных образах созвучие энергий выражено с такой силой, что оно не могло ограничиться только пространством картины.
Рассказывают, что Гу Кайчжи построил себе для занятий живописью высокую башню. Всякий раз, приступая к работе над картиной, он забирался туда, а потом откидывал лестницу, так что домашние почти не видели его. Если день был ясным и солнечным, он окунал кисть в тушь, но если погода была ненастной, он не брался за работу. А нынешние живописцы смешивают свою тушь с грязью и понапрасну пачкают шелк. Как можно назвать их мазню живописью?
С древних времен все создатели превосходных картин были знатными чиновниками, великими учеными или высоконравственными мужами. При жизни они пользовались большим уважением, а после смерти их слава долго жила в мире. Мелкому служащему или суетному человеку не дано стать такими, как они.