Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


Выводы о структуре феномена культуры

Сегодня древнерусская икона, дарохранительница красоты, смирения, мудрости, ковчег забытых идей, потерянной веры, утраченных или омертвевших молитв, воспринимается как интеллектуальное откровение, необходимое современному человеку. Посредством символических воплощений истины вещей икона открывает окно в духовный мир. Религиозное осмысление феномена иконы как общехристианского духовного наследия помогает выявить неведомые ранее духовные пласты божественного Откровения.

Массовая культура ориентирована на рынок и характеризуется:

  • примитивизацией отношений между людьми;
  • развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
  • натуралистическим смакованием секса и насилия;
  • культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
  • культом посредственности, условностью примитивной символики.

Массовая культура всегда авторская, призвана удовлетворить сиюминутные запросы людей. Она является актуальной культурой, в отличие от элитарной и массовой форм, которые удовлетворяют стратегические социальные запросы людей.
По признаку субстанциональности и функциональности возможно выделять такие субкультуры, как системы ценностей определенных социальных (городских, сельских, профессиональных, молодежных) групп.
Молодежная культура в качестве одного из своих явлений предполагает сленг (жаргон). Он выступает неким паролем, позволяющим отличить своих от чужих. Примерами общемолодежного современного сленга могут служить следующие слова: толкнуть - прогулять, пропустить; намутить - достать что-либо; шняга - ерундовая вещь; отмороженный - человека ни на что не реагирующий; гнать - врать. Особняком группируются слова наркоманского жаргона: банчила - торговец наркотиками; герасим или греча - героин; ветерок - игла; головняки - неприятности; машина или баян - шприц.
Многообразие видов и родов человеческой деятельности означает существование политической, экономической и иных видов культур.
Совокупность нематериальных элементов - норм, правил, законов, символов, языка, идей образует духовную сторону культурной деятельности и обозначается термином "духовная культура". Она имеет сложную структуру, включая в себя познавательную, нравственную, правовую, художественную, религиозную и иные стороны.
Духовная культура в качестве структурного элемента включает культуру общения. Термин "общение" означает взаимодействие партнеров, осуществляемое посредством символов и знаков. Целью общения является стремление изменить поведение другой стороны в нужном для себя направлении. Важным условием достижения этой цели является знание механизмов, корректирующих собственное поведение. Коррекция может выступать в форме самообмана. Дело в том, что содержание такой психической реалии как "я" - многозначно. Субъектом обмана выступает "я", отражающее единство духовного, природного и социального, - то есть психическая форма самоидентификации. Объектом обмана выступает так называемый человек в человеке - внутренний цензор, контролирующий поведение "я-индивидуальности".
К числу механизмов самообмана допустимо отнести следующие: генерализация - то есть стремление превратить следствие частного случая в психологическую установку; упущение - стремление к бессознательной селекции нужной информации; искажение - желание сохранить сформированное видение мира, несмотря на очевидную оппозицию информации поступающей из внешнего мира.
Материальная культура характеризует материальную жизнь общества с точки зрения ее влияния на развитие человека. Включает в себя культуру быта, культуру труда и материального производства, физическую культуру.
Указанные понятия эффективны в процессе познания культуры как целостного социального феномена, позволяют проанализировать ее природу и тенденции ее динамики и статики, определить ее роль и значение как способа бытия человечества.