Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


    На геодезические работы цена рассчитываются по каждому проекту отдельно.

Риккерт Г. «Ценность и действительность» (аксиология культуры)

РИККЕРТ
Генрих (1863 - 1936)


Риккерт Генрих

Риккерт Генрих - главный представитель баденской школы неокантианства, возникшей в 80-е гг. XIX в. Теоретические интересы Риккерта находятся в области гносеологии и методологии научного, прежде всего гуманитарного познания. Предмет философии, согласно Риккерту, составляет мир как целое; он распадается на «Я» (субъект) и «мир» (объект). Последний как таковой изучается частными науками объективно (абстрагируясь от субъекта) и предстает как физическая и психическая действительность. Философское же познание, преодолевающее односторонность как объективизма, так и субъективизма, упирается в проблему ценностей. Решение ее Риккерт видит в признании ценностей в качестве особой составляющей мирового целого наряду с миром субъектов и объектов («действительностью»). Ценности (то, что имеет значение, нужно, важно для людей) присутствуют в действительности в качестве благ (в объекте) и в качестве оценки (в субъекте). Они не существуют подобно им, они значат. Сфера ценностей, таким образом, трансцендентна. Ценность – это «смысл, лежащий над всяким бытием». Связь ценностей с действительностью осуществляется посредством смысла, который принадлежит обеим сферам. Итак, ценности придают смысл акту оценки, создающему блага. Совокупность всех благ образует сферу культуры. Культура, таким образом, есть часть действительности, соединенная с ценностями. Исходя из первостепенной значимости ценностей в культуре, такой подход в культурологии может быть определен как аксиологический.

С учением о ценностях тесно связана концепция наук о природе и наук о культуре, кладущая в основу их разграничения не объект, а метод. Понятия наук о природе строятся при помощи генерализирующего (естественнонаучного) метода, эти науки заняты поисками общих закономерностей. Науки о культуре пользуются индивидуализирующим (историческим) методом, направленным на единичное и особенное, которое соотнесено с ценностью и тем самым с культурой. Эти методы являются противоположными, хотя как естествознание, так и история может проявлять интерес и к частному, и к общему. Эти методы противоположны логически, так как отражают различные интересы: интерес к общему и интерес к частному.

Именно понятие «ценностей» дает возможность отличить культурные процессы от явлений природы. Понятие культуры выступает для Риккерта тем моментом, который определяет предмет и метод исторической науки. Культура – это некая целостность, в которой историческое познание отделяет существенное от несущественного. Риккерт считает, что только история является подлинной наукой, так как лишь она имеет дело с действительностью. Он полагает, что в исторической науке предмет познания и метод познания наиболее адекватно соответствуют друг другу.

Основные работы Г.Риккерта – «Границы естественнонаучного образования понятий», «Философия истории», «Науки о природе и науки о культуре», «Предмет познания», «Два пути теории познания». В статье «Ценность и действительность» сжато изложены основные положения концепции Г.Риккерта.

Работы и труды деятеля

Ценность и действительность (1910)