РИККЕРТ
Генрих (1863 - 1936)
Риккерт Генрих - главный представитель баденской школы неокантианства, возникшей в 80-е гг. XIX в. Теоретические интересы Риккерта находятся в области гносеологии и
методологии научного, прежде всего гуманитарного познания. Предмет философии,
согласно Риккерту, составляет мир как целое; он распадается на «Я» (субъект) и
«мир» (объект). Последний как таковой изучается частными науками объективно
(абстрагируясь от субъекта) и предстает как физическая и психическая
действительность. Философское же познание, преодолевающее односторонность как
объективизма, так и субъективизма, упирается в проблему ценностей. Решение
ее Риккерт видит в признании ценностей в качестве особой составляющей мирового
целого наряду с миром субъектов и объектов («действительностью»). Ценности
(то, что имеет значение, нужно, важно для людей) присутствуют в действительности
в качестве благ (в объекте) и в качестве оценки (в субъекте). Они не существуют
подобно им, они значат. Сфера ценностей, таким образом, трансцендентна.
Ценность – это «смысл, лежащий над всяким бытием». Связь ценностей с
действительностью осуществляется посредством смысла, который принадлежит обеим
сферам. Итак, ценности придают смысл акту оценки, создающему блага.
Совокупность всех благ образует сферу культуры. Культура, таким образом,
есть часть действительности, соединенная с ценностями. Исходя из первостепенной
значимости ценностей в культуре, такой подход в культурологии может быть
определен как аксиологический.
С учением о ценностях тесно связана концепция наук
о природе и наук о культуре, кладущая в основу их разграничения не
объект, а метод. Понятия наук о природе строятся при помощи генерализирующего
(естественнонаучного) метода, эти науки заняты поисками общих закономерностей.
Науки о культуре пользуются индивидуализирующим (историческим)
методом, направленным на единичное и особенное, которое соотнесено с ценностью
и тем самым с культурой. Эти методы являются противоположными, хотя как
естествознание, так и история может проявлять интерес и к частному, и к общему.
Эти методы противоположны логически, так как отражают различные
интересы: интерес к общему и интерес к частному.
Именно понятие «ценностей» дает возможность отличить
культурные процессы от явлений природы. Понятие культуры выступает для Риккерта
тем моментом, который определяет предмет и метод исторической науки. Культура –
это некая целостность, в которой историческое познание отделяет существенное от
несущественного. Риккерт считает, что только история является подлинной наукой,
так как лишь она имеет дело с действительностью. Он полагает, что в
исторической науке предмет познания и метод познания наиболее адекватно
соответствуют друг другу.
Основные работы Г.Риккерта – «Границы естественнонаучного
образования понятий», «Философия истории», «Науки о природе и науки о
культуре», «Предмет познания», «Два пути теории познания». В статье
«Ценность и действительность» сжато изложены основные
положения концепции Г.Риккерта.
Работы и труды деятеля
Ценность и действительность (1910)