Чем отличается Образ и образы. Цель иконы - направить наше внимание к Первообразу через единый Образ Воплощенного Сына Божия, к Богу Невидимому. Икона - только знак его присутствия. Эстетика иконы - лишь малое приближение к красоте нетленной будущего века: созерцающий икону похож на постепенно прозревающего человека, который исцеляется Христом. Все решает внутренний духовный опыт предстоящего.
Человек пишет икону, прозревая истинный Образ Божий, но икона создает человека, напоминая ему об образе Божьем, в нем сокрытом. Человек через икону пытается вглядеться в Божий Лик, но и Бог смотрит на нас через Образ. Условный язык иконы является отражением неполноты наших знаний о божественной реальности. И в то же время - это знак, указывающий на существование красоты Абсолютной, которая сокрыта в Боге. "Красота спасет мир", Бог есть истинная Красота, и потому спасение не может быть некрасивым, безобразным. Восточно-христианская традиция воспринимает Красоту как одно из доказательств бытия Божия. Созерцание красоты открывает человеку тайну соотношения внешнего и внутреннего в этом мире.
Для христианского сознания красота не есть самоцель. Она лишь образ, знак, повод, один из путей, ведущих к Богу. Истинная Красота - категория духовная, непреходящая, независимая от внешних меняющихся критериев, она нетленна и принадлежит иному миру, хотя и может проявляться в мире этом. Внешняя красота - преходяща, изменчива, это всего лишь внешняя красивость, привлекательность, прелесть (русское слово "прелесть" происходит от корня "лесть", что сродни лжи).
Христианство - религия Слова, и этим определяется специфика иконы. Созерцание иконы не есть акт эстетического любования, хотя эстетические ценности в христианской культуре играют не последнюю роль. Но на первом месте стоит приобщение Слову. Созерцание иконы - это прежде всего молитвенный акт, в котором постижение смысла красоты переходит к постижению красоты смысла, и в этом процессе внутренний человек растет, а внешний - умаляется. Поклонная функция иконы, таким образом, служит главным выражением высокой степени достоинства объекта поклонения, его святости.
Религиозно-гносеологическая функция иконы осмысливает ее как один из важнейших путей к Богу, как посредника между человеком и Богом. Бог понимался средневековым русским сознанием как средоточие всех позитивных, доведенных до предела идеализации, свойств человека. Так как на Руси высоко ценилась направленность пути к Богу не только снизу вверх (от человека к "горнему миру"), но и обратная - от Бога к человеку, по представлениям средневековых людей идеальные свойства первообраза передавались и образу, поэтому иконы воспринимались как "пречистые" и святые.
Через икону мы можем не только очищать наши души, но икона способствует преображению всего нашего естества. Отсюда идея чудотворных икон. Таким образом, выдвигается еще одна функция иконы - харизматическая. Русское слово "исцеление" имеет тот же корень, что и слово "целый", "цельный". Следовательно, созерцание иконы предполагает "собирание" человека к тому, что в нем самое главное, к его центру, к образу Божию в нем.
Икона изначально мыслилась как сакральный текст, и, как всякий текст, она требует определенного навыка прочтения. Для лучшего усвоения предполагался принцип прочтения на нескольких уровнях. Об этом упоминает Блаженный Августин, называя ступени в следующем порядке: буквальный, аллегорический, моральный, аналогический. В определенной мере этот принцип усвоения Святого Писания подходит и к прочтению иконы как текста. На первом уровне происходит знакомство с сюжетом (кто или что изображено). На втором уровне происходит раскрытие смысла символа (здесь важно как изображено - цвет, свет, жест, пространство, время, детали). На третьем уровне обнаруживается связь изображения с предстоящим (что говорит это лично тебе). Четвертый уровень - аналогия (от греч. "возведение, восхождение"), уровень чистого созерцания, переход от видимого к непосредственному общению с Первообразом (на этой ступени открывается глубинный смысл - во имя чего существует икона).