Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


    Узнай больше об отличиях на сайте thedb.ru

Чем отличается Образ и образы

Чем отличается Образ и образы. Цель иконы - направить наше внимание к Первообразу через единый Образ Воплощенного Сына Божия, к Богу Невидимому. Икона - только знак его присутствия. Эстетика иконы - лишь малое приближение к красоте нетленной будущего века: созерцающий икону похож на постепенно прозревающего человека, который исцеляется Христом. Все решает внутренний духовный опыт предстоящего.

Человек пишет икону, прозревая истинный Образ Божий, но икона создает человека, напоминая ему об образе Божьем, в нем сокрытом. Человек через икону пытается вглядеться в Божий Лик, но и Бог смотрит на нас через Образ. Условный язык иконы является отражением неполноты наших знаний о божественной реальности. И в то же время - это знак, указывающий на существование красоты Абсолютной, которая сокрыта в Боге. "Красота спасет мир", Бог есть истинная Красота, и потому спасение не может быть некрасивым, безобразным. Восточно-христианская традиция воспринимает Красоту как одно из доказательств бытия Божия. Созерцание красоты открывает человеку тайну соотношения внешнего и внутреннего в этом мире.

Для христианского сознания красота не есть самоцель. Она лишь образ, знак, повод, один из путей, ведущих к Богу. Истинная Красота - категория духовная, непреходящая, независимая от внешних меняющихся критериев, она нетленна и принадлежит иному миру, хотя и может проявляться в мире этом. Внешняя красота - преходяща, изменчива, это всего лишь внешняя красивость, привлекательность, прелесть (русское слово "прелесть" происходит от корня "лесть", что сродни лжи).
Христианство - религия Слова, и этим определяется специфика иконы. Созерцание иконы не есть акт эстетического любования, хотя эстетические ценности в христианской культуре играют не последнюю роль. Но на первом месте стоит приобщение Слову. Созерцание иконы - это прежде всего молитвенный акт, в котором постижение смысла красоты переходит к постижению красоты смысла, и в этом процессе внутренний человек растет, а внешний - умаляется. Поклонная функция иконы, таким образом, служит главным выражением высокой степени достоинства объекта поклонения, его святости.

Религиозно-гносеологическая функция иконы осмысливает ее как один из важнейших путей к Богу, как посредника между человеком и Богом. Бог понимался средневековым русским сознанием как средоточие всех позитивных, доведенных до предела идеализации, свойств человека. Так как на Руси высоко ценилась направленность пути к Богу не только снизу вверх (от человека к "горнему миру"), но и обратная - от Бога к человеку, по представлениям средневековых людей идеальные свойства первообраза передавались и образу, поэтому иконы воспринимались как "пречистые" и святые.

Через икону мы можем не только очищать наши души, но икона способствует преображению всего нашего естества. Отсюда идея чудотворных икон. Таким образом, выдвигается еще одна функция иконы - харизматическая. Русское слово "исцеление" имеет тот же корень, что и слово "целый", "цельный". Следовательно, созерцание иконы предполагает "собирание" человека к тому, что в нем самое главное, к его центру, к образу Божию в нем.

Икона изначально мыслилась как сакральный текст, и, как всякий текст, она требует определенного навыка прочтения. Для лучшего усвоения предполагался принцип прочтения на нескольких уровнях. Об этом упоминает Блаженный Августин, называя ступени в следующем порядке: буквальный, аллегорический, моральный, аналогический. В определенной мере этот принцип усвоения Святого Писания подходит и к прочтению иконы как текста. На первом уровне происходит знакомство с сюжетом (кто или что изображено). На втором уровне происходит раскрытие смысла символа (здесь важно как изображено - цвет, свет, жест, пространство, время, детали). На третьем уровне обнаруживается связь изображения с предстоящим (что говорит это лично тебе). Четвертый уровень - аналогия (от греч. "возведение, восхождение"), уровень чистого созерцания, переход от видимого к непосредственному общению с Первообразом (на этой ступени открывается глубинный смысл - во имя чего существует икона).


  Платки Павловского Посада – искусство, освященное временем

Первое упоминание о платках с печатным узором производства Павловского Посада относится к 1795 году. Сначала это было небольшое ремесленное производство, которое на собственные средства организовал зажиточный крестьянин Иван Лабзин. В те времена крестьяне с финансовыми возможностями с удовольствием брались за начало собственного небольшого дела.

Вчера, 14:18


  Бали: петушиные бои – дань традициям

Одной из самых неординарных традиций в богатой многовековой культуре Бали можно назвать петушиные бои. И несмотря на кровавое и жестокое зрелище, которое они собой являют, каждый год тысячи туристов не могут устоять перед соблазном побывать на петушиных боях.

10-07-2014, 13:37


  Гадание и нечистая сила у славян

С древних времен люди призывали себе в помощь потусторонние силы, не подозревая порой, к добру это или к худу, добрые это силы или чистое зло. А для чего нужна была помощь потусторонних сил? Чаще всего, чтобы заглянуть в будущее, чтобы в настоящем приготовить оберег, заклинание или защитную молитву для предупреждения каких-либо неприятностей. И чаще всего к высшим силам взывали ворожеи. Именно они первыми могли попасть под влияние нечистой силы.

12-06-2014, 14:04


  Вино Армении: немного истории

Тысячелетняя история Армении открывает нам свидетельства известности этой страны практически на весь мир, благодаря своему непревзойденному вину. Климатические условия страны позволяют выращивать сорта винограда с повышенным содержанием сахара. А это значит, что вино, полученное из этого винограда, будет иметь повышенный «градус».

31-05-2014, 18:12


  Жречество и колдовство у славян

Для того чтобы высшие силы, духи и боги благоволили славянам, они совершали различные обряды и жертвоприношения. А помогали им общаться с высокими покровителями посредники, которых называли жрецами, волхвами, кудесниками или волшебниками. Епархия жрецов состояла из нескольких объединений.

7-05-2014, 17:45


  Карвинг – красота, пришедшая из Таиланда

Культурная жизнь Таиланда богата и разнообразна. Туристы любят приезжать в эту сказочную страну за яркими впечатлениями. Оформление разнообразных праздников и фестивалей не оставляет равнодушными даже самых отъявленных скептиков. Но не только интересные украшения из металлов и камней, костюмы из великолепных тканей ласкают взор жадного к прекрасному туриста. Многие праздники и фестивали в Таиланде украшены причудливыми и сказочно прекрасными украшениями из овощей. Искусство превращать простые овощи, фрукты и ягоды в художественные творения называется «kae-sa-lak» или «карвинг».

13-04-2014, 20:45


  Россия, Дулев: искусство производство фарфора

В 1832 году купец Терентий Кузнецов наладил в Дулеве производство фарфора. В строительство фарфорового завода Терентий вложил собственный средства, и же по прошествии 20-и лет завод стал лидером производства фарфора в России. В продукции дулевского завода скользило благородство в сочетании с простотой: на ослепительно белой поверхности изделий гармонично сочетались позолота и профессиональные мазки яркой эмали.

31-03-2014, 12:36


  Магия у славян: от древности до современности

Благодаря историческим документам, а также телевидению, а именно кинематографу, мы знаем о существовании такого непонятного, таинственного, интересного и одновременно пугающего мира магии. Магические действия и ритуалы были присущи в разные времена и разным народам. В мировых культурах в магии всегда присутствовало различное отношение: в католицизме магия и колдовство преследовались церковью.

18-03-2014, 15:40


  Театральное искусство Индонезии

Индонезия – древнее прекрасное государство, в котором на протяжении веков мирно существуют различные культуры и вероисповедания. Однако всеобъемлющей страстью является театральное искусство. И самое большое развитие оно получило в яванской культуре.

14-02-2014, 02:52


  Театральное искусство Бирмы

В Бирме, в городе Мандалай, есть знаменитый на весь мир кукольный театр. По традиции, представление в театре начинается со сцен создания мира – Химавунты. Первым на сцену выходит белый конь, за ним выбегает мартышка. Немного погуляв по сцене, обезьяну изгоняют два Белу-людоеда в одеждах короля Бирмы и с короткими мечами Танлей в руках. После того как обезьяну выгнали, людоеды совершают триумфальный танец, а после танца сражаются друг с другом не на жизнь, а на смерть.

27-01-2014, 14:44


Утеплитель купить с доставкой по Новосибирску.

Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии"
Все права защищены. © 2009 Наши награды