КАССИРЕР
Эрнст (1874 - 1945)
Кассирер Эрнст - философ,
представитель Марбургской школы неокритицизма (неокантианства), исследующий
историю науки и основания культуры. Культура, по его мнению, основана на символической
активности человека. Философия выступает не только как критика познания, но
и как критика (в смысле анализа) культуры. Задача исследователя культуры –
обнаружить структурные связи индивида с надличностными культурными феноменами и
в то же время выявить специфические черты, делающие событие неповторимым. Миф,
искусство, язык и логика как фундаментальные формы «понимания» суть
символические формации, типичные формы человеческого способа производства.
Символические формы придают феноменам форму и смысл, организуют опыт. Мир
символов коренным образом преобразовал жизнь человека, поместив его в иное
измерение. С рождением языка Кассирер связывает рождение культуры.
Как «символическое животное» человека вышел за пределы
органического мира, перевернув его. Человек не может не подчиниться этим новым
условиям существования, которые он сам и создал. Язык, миф, искусство и религия
образуют символическую ткань универсума. Причем символическая реальность
нарастает, что мешает человеку выйти на встречу с подлинным бытием. Вместо
вещей теперь вокруг человека вращаются лингвистические формы, художественные
образы, мифические символы, религиозные ритуалы, и ничего уже нельзя увидеть
иначе, как через эти искусственные опосредования. При этом язык выражает не
только мысли и идеи, сколько, в первую очередь, настроения и аффекты.
Основные работы Э.Кассирера «Проблема познания в философии
и науке в Новейшее время» (1906-1940), «Личность и космос в философии
Возрождения» (1927), «Философия Просвещения» (1932), «Философия символических
форм» (1929) и др. В работе «Натуралистическое и гуманистическое обоснование
философии культуры» Кассирер исследует различные подходы к определению
сущности культуры, критерии научности методов изучения культуры в ее развитии,
исторический детерминизм в классической философии культуры.
Работы и труды деятеля
Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры (1939)
Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры (1945)
Выводы и заключение