Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


Как на иконах изображались отрицательные и положительные герои

Как на иконах изображались отрицательные и положительные герои. Человеческая фигура выступала носителем основных художественных идей. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах (в трехчетвертном развороте), чем подчеркивалась особая значимость, иерархичность центральных фигур. В профиль изображались, как правило, отрицательные (Иуда, Сатана), а изредка и второстепенные персонажи и животные.
В иконе часто не соблюдается масштаб фигур: лица, изображенные на ближнем плане, могут быть меньше изображенных в отдалении. Икона призвана изображать в крупном формате самое главное, духовное, что может не совпадать с расположением в пространстве. Фронтально стоящая или сидящая фигура, в широком смысле, - символ духовного общения персонажа со зрителем; одно из частых значений для средневекового зрителя - "явление" персонажа зрителю.
Женская фигура с распростертыми руками - символ материнской защиты, покровительства: для средневекового зрителя - знак молитвенного состояния.
Распятая на кресте фигура - символ человеческих страданий; в узком смысле - символ грядущего спасения человечества.
Фигура в нимбе - символ возвышенности и одухотворенности.
Крылатая фигура ангела - символ духовной чистоты и красоты, творческого полета духа; в средневековом значении - изображение божественного посланника, духовного существа.
Семантика жестов, поз. Слегка склоненная фигура с молитвенно сложенными руками, направленными обычно в сторону центральной фигуры композиции - символ почитания, благоговения, молитвенного предстояния; фигура со склоненной головой и рукой, подпирающей щеку - ясно читаемый символ скорби, печали; фронтально изображенное лицо с устремленным на зрителя взглядом - символ духовной самоуглубленности.
Пространство и время иконы строятся по своим определенным зако-нам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Икона открывает нам новое бытие, она пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым, не мы смотрим на него, а он окружает нас, взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается обратная перспектива. Обратной она названа в противоположность прямой, хотя правильнее было бы назвать ее символической. В иконе по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а вне ее, перед иконой, в том месте, где находится созерцающий. А точнее - в сердце созерцающего. Оттуда линии (условные) расходятся, расширяя его видение. "Прямая" и "обратная" перспективы выражают противоположные представления о мире. Первая описывает мир природный, другая - мир Божественный. И если в первом случае целью является максимальная иллюзорность, то во втором - предельная условность. "Пустое" пространство обычно передается сплошным черным цветом, если это стихия зеленая, и золотом, если это стихия небесная. Композиция строилась по принципу макси-мальной статичности и устойчивости, что выражало непреходящую значи-мость изображаемых событий, их вневременность. Художественное про-странство должно быть по-своему вневременно и внепространственно или всевременно и всепространственно. Этого эффекта добивались с помощью таких приемов: путем объединения в одной, целостной композиции разно-пространственных, разновременных и одновременных событий. Мастера не пользовались перспективой как некоторой системой технических приемов изображения пространства. Пространство определялось изображением явлений. Изображения осуществлялись в "обратной перспективе". Горный пейзаж - это некоторая вогнутая, дробная поверхность, воспринимаемая почти как вертикальная стена. Вогнутая стена горок выдвигает основное действие на первый план, замыкает его в себе как нечто очень важное и самодовлеющее, обособленное и выделенное из всего окружающего мира. Действие практически никогда не изображается происходящим в интерьере, что связано с обостренным ощущением вневременности и внепространственности изображаемого явления.
Сияние около главы Господа, изображенное в виде треугольника, служит указанием на отчую Ипостась, иногда бывают сияния квадратной формы, символизируя тем четверобуквенное имя Божие, "неизреченное в Ветхом Завете, но изрекшееся в Новом, чрез воплощение Бога - Слова". На изображениях Спасителя, на престоле Вселенной сидящего, сияние вокруг него изображалось иногда двумя Треугольниками, соединенными звездообразно в одной общей или центральной точке, символизируя чрез это тайну соединения двух естеств: Божественного и человеческого в едином лице воплощенного Слова (Логоса). Иногда изображался Богочеловек в овальном нимбе, образующемся от встречи двух сфер, дуги которых взаимно пересекаются, что также символически указывало на соединение во Христе сферы Божества со сферой человеческою. Круги концентричные, или сферы в разрезе, которыми на древнейших иконах всегда окружен Спаситель, символизировали сосредоточие всех Божеских свойств в Первородном, как то: премудрости, всемогущества, правосудия, милосердия, царской власти, силы, славы и других, представленных в виде кругов, из одного центра описанных. Квадрат символизирует мир, круг - вечность. Восьмиугольник символизирует собой свою вечность (число 8 по средневековым представлениям означает вечную жизнь).
Прочное место на иконах заняли надписи. Изображение без них практически не обладало в глазах верующих своим сакральным, то есть собственно иконным, значением. Надпись на иконах идентифицировала изображение, утверждала однозначность соответствия между образом и оригиналом и тем самым как бы удостоверяла истинность изображения. Прошедшее время в этих надписях часто переправляется на настоящее. Надпись поясняет не прошлое, а настоящее - то, что воспроизведено на иконе, а не то, что было когда-то. Икона изображает не случившееся, а происходящее. Изображения святых обращаются к молящимся, показывая им раскрытые книги, развернутые свитки. Пророки держат свитки, на которых написаны их главнейшие пророчества о Христе. Христос в композиции деисус держит Евангелие с обращением к судьям и судимым: Христос сам судья на Страшном суде, и он подает пример судьям человеческим. Иногда традиционные надписи не заканчиваются, даются только их начальные слова - молящиеся знают их продолжение. В ми-ниатюрах и клеймах иконы из уст говорящих персонажей поднимаются легкие облачки, в которых написаны произносимые слова. Слова становятся почти девизом этих персонажей. Слово в иконе как бы останавливает время. Оно как вечное напоминание о символизируемом объекте. По своей природе произнесенное или прочитанное слово возникает и исчезает во времени. Будучи "изображенным", слово само как бы останавливается и останавливает изображение.


  Легенды московских районов

Церковь Спаса Преображения, 1882 г. Старинные московские районы, улочки, переулки у большинства ассоциируются с Арбатом, Замоскворечьем, Патриаршими прудами. Но атмосфера Москвы не ограничивается Бульварным или Садовым кольцом. ДН рассказывает о менее знаменитых московских районах, которые сохранили свое очарование до наших дней.

10-02-2016, 23:01


  Чествование Святой Розалии в Палермо

Святой покровительницей города Палермо является Розалия, и в ее честь каждый год 15 июля устраивается пышный праздник с грандиозным торжественным шествием, которое начинается от Дворца норманнов, и устремляется по улицам города к морю, проходя через «Счастливые ворота».

Впервые день Святой Розалии отпраздновали в 1625 году. С того времени праздник стал ежегодной традицией, собирающей тасячи верующих.

29-12-2015, 19:29


  Татьянин день в России

Сегодня в России не найдешь ни одного студента, который бы не праздновал с размахом свой профессиональный праздник – 25 января, Татьянин день, день студента. Официально в России его начали отмечать только с 2005 года, но и до этого студенческая молодежь устраивала в этот день веселые попойки.

22-12-2015, 18:28


  Немножко о традициях и обычаях Японии

Вы пришли в гости в японскую семью и принесли подарок – проявите скромность, скажите что-то наподобие: «прошу прощения, но это такой пустяк», «может быть, мой подарок придется вам не по душе».

25-11-2015, 19:27


  Загадочный Таиланд

В Таиланде считается священной голова человека. Причем, это не зависит от пола или возраста, а также от социального положения. Есть древнее поверье, что по жизни каждого человека ведет его собственный дух-хранитель, а обителью этого духа как раз является голова. Для тайцев считается непростительным оскорблением любые прикосновения к голове: будь то простое поглаживание, шутливое взъерошивание волос или простое прикосновение.

19-11-2015, 18:30


  Обычаи и традиции Индии

В настоящее время все больше людей предпочитают проводить свой отдых, путешествуя по разным странам и континентам. Открывать для себя новые горизонты, знакомиться с традициями и обычаями народов, населяющих их. Все больше туристов манит к себе загадочная и сказочная Индия с гостеприимным и щедрым народом. И, пожалуй, не лишним будет немного узнать некоторые особенности в общении людей этой страны.

6-11-2015, 18:22


  История валенок в России

Прародителями русских валенок были традиционные войлочные сапожки кочевых племен, которые более полутора тысяч лет назад населяли территорию современной Европы. А на русские просторы валенки «пришли» вместе с Золотой Ордой – представители монгольских и тюркских племен носили войлочную обувь, которую называли «пима».

30-10-2015, 16:23


  Забавные свадебные традиции народов мира

- В мире есть много интересных, необычных, странных, страшных или смешных свадебных традиций. Одна из таких смешных и нелепых традиций существует в Индии, штат Пенджаб. Представьте только: там существует запрет на вступление в третий брак! А в четвертый раз женись на здоровье. Но до чего дошла смекалка людей.

29-09-2015, 19:57


  Традиции народов Южного Урала

Гряда Уральских гор пересекает по меридиану практически всю территорию России. С одной стороны Уральские горы выходят на берега Северного Ледовитого океана, а с другой стороны они входят в казахстанские пустыни.

29-09-2015, 19:55


  От китайского фарфора к мейсенскому!

Исторический факт, что благодаря китайской цивилизации народы мира получили немало удивительных открытий и достижений. И одним из таких великолепных подарков является фарфор.

Для того чтобы попытаться раскрыть всю глубину вопроса, совершим небольшое путешествие во времени назад. Только представьте: секреты изготовления фарфора китайцами свято хранились более тысячи лет! И, конечно, за этот период предпринимались неоднократные попытки выведать секреты технологии. Но что это были за попытки!

27-08-2015, 11:32


Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии"
Все права защищены. © 2009 Наши награды