Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


Как на иконах изображались отрицательные и положительные герои

Как на иконах изображались отрицательные и положительные герои. Человеческая фигура выступала носителем основных художественных идей. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах (в трехчетвертном развороте), чем подчеркивалась особая значимость, иерархичность центральных фигур. В профиль изображались, как правило, отрицательные (Иуда, Сатана), а изредка и второстепенные персонажи и животные.
В иконе часто не соблюдается масштаб фигур: лица, изображенные на ближнем плане, могут быть меньше изображенных в отдалении. Икона призвана изображать в крупном формате самое главное, духовное, что может не совпадать с расположением в пространстве. Фронтально стоящая или сидящая фигура, в широком смысле, - символ духовного общения персонажа со зрителем; одно из частых значений для средневекового зрителя - "явление" персонажа зрителю.
Женская фигура с распростертыми руками - символ материнской защиты, покровительства: для средневекового зрителя - знак молитвенного состояния.
Распятая на кресте фигура - символ человеческих страданий; в узком смысле - символ грядущего спасения человечества.
Фигура в нимбе - символ возвышенности и одухотворенности.
Крылатая фигура ангела - символ духовной чистоты и красоты, творческого полета духа; в средневековом значении - изображение божественного посланника, духовного существа.
Семантика жестов, поз. Слегка склоненная фигура с молитвенно сложенными руками, направленными обычно в сторону центральной фигуры композиции - символ почитания, благоговения, молитвенного предстояния; фигура со склоненной головой и рукой, подпирающей щеку - ясно читаемый символ скорби, печали; фронтально изображенное лицо с устремленным на зрителя взглядом - символ духовной самоуглубленности.
Пространство и время иконы строятся по своим определенным зако-нам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Икона открывает нам новое бытие, она пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым, не мы смотрим на него, а он окружает нас, взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается обратная перспектива. Обратной она названа в противоположность прямой, хотя правильнее было бы назвать ее символической. В иконе по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а вне ее, перед иконой, в том месте, где находится созерцающий. А точнее - в сердце созерцающего. Оттуда линии (условные) расходятся, расширяя его видение. "Прямая" и "обратная" перспективы выражают противоположные представления о мире. Первая описывает мир природный, другая - мир Божественный. И если в первом случае целью является максимальная иллюзорность, то во втором - предельная условность. "Пустое" пространство обычно передается сплошным черным цветом, если это стихия зеленая, и золотом, если это стихия небесная. Композиция строилась по принципу макси-мальной статичности и устойчивости, что выражало непреходящую значи-мость изображаемых событий, их вневременность. Художественное про-странство должно быть по-своему вневременно и внепространственно или всевременно и всепространственно. Этого эффекта добивались с помощью таких приемов: путем объединения в одной, целостной композиции разно-пространственных, разновременных и одновременных событий. Мастера не пользовались перспективой как некоторой системой технических приемов изображения пространства. Пространство определялось изображением явлений. Изображения осуществлялись в "обратной перспективе". Горный пейзаж - это некоторая вогнутая, дробная поверхность, воспринимаемая почти как вертикальная стена. Вогнутая стена горок выдвигает основное действие на первый план, замыкает его в себе как нечто очень важное и самодовлеющее, обособленное и выделенное из всего окружающего мира. Действие практически никогда не изображается происходящим в интерьере, что связано с обостренным ощущением вневременности и внепространственности изображаемого явления.
Сияние около главы Господа, изображенное в виде треугольника, служит указанием на отчую Ипостась, иногда бывают сияния квадратной формы, символизируя тем четверобуквенное имя Божие, "неизреченное в Ветхом Завете, но изрекшееся в Новом, чрез воплощение Бога - Слова". На изображениях Спасителя, на престоле Вселенной сидящего, сияние вокруг него изображалось иногда двумя Треугольниками, соединенными звездообразно в одной общей или центральной точке, символизируя чрез это тайну соединения двух естеств: Божественного и человеческого в едином лице воплощенного Слова (Логоса). Иногда изображался Богочеловек в овальном нимбе, образующемся от встречи двух сфер, дуги которых взаимно пересекаются, что также символически указывало на соединение во Христе сферы Божества со сферой человеческою. Круги концентричные, или сферы в разрезе, которыми на древнейших иконах всегда окружен Спаситель, символизировали сосредоточие всех Божеских свойств в Первородном, как то: премудрости, всемогущества, правосудия, милосердия, царской власти, силы, славы и других, представленных в виде кругов, из одного центра описанных. Квадрат символизирует мир, круг - вечность. Восьмиугольник символизирует собой свою вечность (число 8 по средневековым представлениям означает вечную жизнь).
Прочное место на иконах заняли надписи. Изображение без них практически не обладало в глазах верующих своим сакральным, то есть собственно иконным, значением. Надпись на иконах идентифицировала изображение, утверждала однозначность соответствия между образом и оригиналом и тем самым как бы удостоверяла истинность изображения. Прошедшее время в этих надписях часто переправляется на настоящее. Надпись поясняет не прошлое, а настоящее - то, что воспроизведено на иконе, а не то, что было когда-то. Икона изображает не случившееся, а происходящее. Изображения святых обращаются к молящимся, показывая им раскрытые книги, развернутые свитки. Пророки держат свитки, на которых написаны их главнейшие пророчества о Христе. Христос в композиции деисус держит Евангелие с обращением к судьям и судимым: Христос сам судья на Страшном суде, и он подает пример судьям человеческим. Иногда традиционные надписи не заканчиваются, даются только их начальные слова - молящиеся знают их продолжение. В ми-ниатюрах и клеймах иконы из уст говорящих персонажей поднимаются легкие облачки, в которых написаны произносимые слова. Слова становятся почти девизом этих персонажей. Слово в иконе как бы останавливает время. Оно как вечное напоминание о символизируемом объекте. По своей природе произнесенное или прочитанное слово возникает и исчезает во времени. Будучи "изображенным", слово само как бы останавливается и останавливает изображение.