Тип культуры по А.Ф.Лосеву («Философия культуры и античность» в книге А.А.Тахо-Годи, А.Ф.Лосев «Греческая культура в мифах, символах и терминах», СПб,»Алетейя», 1999, 716с.) «есть система взаимных отношений всех слоев исторического процесса данного времени и места. Эта система а) образует неделимую целостность б) в качестве определенной структуры, которая в) наглядно и чувственно-предметно выражает ее материальную и духовную специфику, являясь г) основным методом объяснения всех слоев исторического развития как в их д) теоретическом противопоставлении, так и в их е) последовательно историческом развитии». [1]
На Востоке происходит движение к внутреннему в отличие от запада, который больше ценит мир явлений, чем собственную душа. Соответственно интровертная и экстравертная установки.
Внимание запада к восточным религиозным феноменам обусловлено, прежде всего, процессом Реформации. Поскольку разрушил веру в Церковь как необходимое орудие спасение, вследствие чего на индивида была возложена вся религиозная ответственность. Распад церковных ритуалов привел к тому, что люди стали искать его, где бы то ни было.
Два последних столетия человеческой истории определял прогресс техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизационного развития сформировался в европейском регионе в эпоху становления раннего капитализма. Его называют западной цивилизацией. Техногенной цивилизации предшествовал исторически более ранний тип цивилизационного развития – традиционное общество. После возникновения техногенной цивилизации традиционные общества вступают с ней во взаимодействие и изменяются под ее влиянием. Многие были поглощены, другие встали на путь модернизации, постепенно превращаясь в техногенные, общества, сохраняя определенные черты самобытности. Традиционный и техногенный пути развития достаточно радикально отличаются друг от друга. Для традиционных обществ характерны замедленные темпы социальных изменений. Инновации, как сфере производства, так и в сфере регуляции социальных отношений допускаются только в рамках апробированных традиций. Прогресс идет очень медленно по сравнению со сроком жизни индивидов и даже поколений. Виды деятельности, средства и цели иногда столетиями не меняются в этих типах цивилизаций. Соответственно в культуре отдается приоритет традициям, канонизированным стилям мышления, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков.
В техногенной цивилизации темпы жизни напротив резко ускоряются, экстенсивное развитие сменяется интенсивным. В культуре высшей ценностью становятся инновации, творчество, формирующие новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Традиция не только должна постоянно воспроизводиться. Но и постоянно модифицироваться под влиянием инноваций.
Главным фактором, который определяет процессы изменения социальной жизни, становится развитие техники и технологии. Так возникает развитие, основанное на постоянном ускоряющемся изменении предметной среды, непосредственно окружающей человека. В свою очередь активное изменение среды ведет в ускоряющимся трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения и формы коммуникации людей, в ней на протяжении жизни одного поколе ния могут радикально трансформироваться система социальных связей, виды деятельности, их средства и ценностно-целевые структуры.
Первым этапом возникновения техногенной цивилизации был античность. Античный полис породил важнейшие предпосылки для будущего развития теоретическую науку и опыта демократической регуляции социальных отношений. Другим этапом было воздействие христианское традиции понимающей человека как созданного по образу и подобию Бога, а человеческий разум как малой копии божественного разума, способного понять замысел божественного творения. Синтез достижений античной и христианской культурной традиции в эпоху Ренессанса и последующее развитие этих идей в эпоху Реформации и Просвещения сформировали систему ценностей техногенной цивилизации, ее мировоззренческие ориентиры.
Системы фундаментальных ценностей и мировоззренческих ориентиров, составляющие основания культуры, могут модифицироваться и варьироваться в разных видах общества, в различных национальных культурах, сохраняя, тем не менее, ряд общих признаков в качестве глубинного инварианта, характерного для соответствующего типа цивилизационного развития.
В системе ценностных приоритетов техногенной культуры человек понимается как активное существо, которое находится в деятельном отношении к миру. Деятельное отношение должно быть направлено вовне, на преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить своей власти. Деятельно активный тип отношения человека распространяется и на сферу социальных отношений, рассматриваемых в качестве особых социальных объектов, которые может и должен целенаправленно преобразовывать человек.
В традиционных обществах более характерен принцип, который можно обозначить как древнекитайский принцип «у-вей». «У-вей» понимается как минимальное действие, согласованное с ритмами мира, что в принципе характерно для всех цивилизации основанных на земледельческом типе хозяйствования. Кроме того, «у-вей» определял особый способ включения индивида в социальные группы: установку на адаптацию к сложившейся социальной среде, исклю чал стремление к ее целенаправленному преобразованию, требовал самоконтроля и самодисциплины индивида, включающегося с ту или иную корпоративную структуру.
Для культуры техногенного мира характерно понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познающее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. При этом неявно полагалось, что природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов, из которой человек может черпать бесконечно. Надо только искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах. Для людей традиционного общества мир воспринимался как живой организм.
Другим важным компонентом в системе ценностей техногенной цивилизации можно выделить идеал автономной личности. Деятельность и активность человека рассматриваются как реализация творческих возможностей свободной личности. Личность в традиционных обществах реализовывалась только через принадлежность к некоторой корпорации и чаще всего жестко закреплялась в той или иной социально общности. В техногенной цивилизации личность более свободна в своих социальных отношениях.
В техногенном обществе отношения личной зависимости, перестают доминировать, происходит смещение акцентов в понимании господства силы и власти – от человека к произведенной им вещи. Сама преобразующая действительность воспринимается как процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над внешними обстоятельствами, которые человек призван подчинить себе.
Другой важно чертой техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, что создает базис для преобразования мира, и порождает уверенность в способности, контролируя внешние обстоятельства, рационально освоить природу, а затем обустроить и саму социальную жизнь.
[1] С.695-696