Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


Восток и запад как типы мировой культуры

Тип культуры по А.Ф.Лосеву («Философия культуры и античность» в книге А.А.Тахо-Годи, А.Ф.Лосев «Греческая культура в мифах, символах и терминах», СПб,»Алетейя», 1999, 716с.) «есть система взаимных отношений всех слоев исторического процесса данного времени и места. Эта система а) образует неделимую целостность б) в качестве определенной структуры, которая в) наглядно и чувственно-предметно выражает ее материальную и духовную специфику, являясь г) основным методом объяснения всех слоев исторического развития как в их д) теоретическом противопоставлении, так и в их е) последовательно историческом развитии». [1]

На Востоке происходит движение к внутреннему в отличие от запада, который больше ценит мир явлений, чем собственную душа. Соответственно интровертная и экстравертная установки.

Внимание запада к восточным религиозным феноменам обусловлено, прежде всего, процессом Реформации. Поскольку разрушил веру в Церковь как необходимое орудие спасение, вследствие чего на индивида была возложена вся религиозная ответственность. Распад церковных ритуалов привел к тому, что люди стали искать его, где бы то ни было.

Два последних столетия человеческой истории определял прогресс техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизационного развития сформировался в европейском регионе в эпоху становления раннего капитализма. Его называют западной цивилизацией. Техногенной цивилизации предшествовал исторически более ранний тип цивилизационного развития – традиционное общество. После возникновения техногенной цивилизации традиционные общества вступают с ней во взаимодействие и изменяются под ее влиянием. Многие были поглощены, другие встали на путь модернизации, постепенно превращаясь в техногенные, общества, сохраняя определенные черты самобытности. Традиционный и техногенный пути развития достаточно радикально отличаются друг от друга. Для традиционных обществ характерны замедленные темпы социальных изменений. Инновации, как сфере производства, так и в сфере регуляции социальных отношений допускаются только в рамках апробированных традиций. Прогресс идет очень медленно по сравнению со сроком жизни индивидов и даже поколений. Виды деятельности, средства и цели иногда столетиями не меняются в этих типах цивилизаций. Соответственно в культуре отдается приоритет традициям, канонизированным стилям мышления, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков.

В техногенной цивилизации темпы жизни напротив резко ускоряются, экстенсивное развитие сменяется интенсивным. В культуре высшей ценностью становятся инновации, творчество, формирующие новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Традиция не только должна постоянно воспроизводиться. Но и постоянно модифицироваться под влиянием инноваций.

Главным фактором, который определяет процессы изменения социальной жизни, становится развитие техники и технологии. Так возникает развитие, основанное на постоянном ускоряющемся изменении предметной среды, непосредственно окружающей человека. В свою очередь активное изменение среды ведет в ускоряющимся трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения и формы коммуникации людей, в ней на протяжении жизни одного поколе ния могут радикально трансформироваться система социальных связей, виды деятельности, их средства и ценностно-целевые структуры.

Первым этапом возникновения техногенной цивилизации был античность. Античный полис породил важнейшие предпосылки для будущего развития теоретическую науку и опыта демократической регуляции социальных отношений. Другим этапом было воздействие христианское традиции понимающей человека как созданного по образу и подобию Бога, а человеческий разум как малой копии божественного разума, способного понять замысел божественного творения. Синтез достижений античной и христианской культурной традиции в эпоху Ренессанса и последующее развитие этих идей в эпоху Реформации и Просвещения сформировали систему ценностей техногенной цивилизации, ее мировоззренческие ориентиры.

Системы фундаментальных ценностей и мировоззренческих ориентиров, составляющие основания культуры, могут модифицироваться и варьироваться в разных видах общества, в различных национальных культурах, сохраняя, тем не менее, ряд общих признаков в качестве глубинного инварианта, характерного для соответствующего типа цивилизационного развития.

В системе ценностных приоритетов техногенной культуры человек понимается как активное существо, которое находится в деятельном отношении к миру. Деятельное отношение должно быть направлено вовне, на преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить своей власти. Деятельно активный тип отношения человека распространяется и на сферу социальных отношений, рассматриваемых в качестве особых социальных объектов, которые может и должен целенаправленно преобразовывать человек.

В традиционных обществах более характерен принцип, который можно обозначить как древнекитайский принцип «у-вей». «У-вей» понимается как минимальное действие, согласованное с ритмами мира, что в принципе характерно для всех цивилизации основанных на земледельческом типе хозяйствования. Кроме того, «у-вей» определял особый способ включения индивида в социальные группы: установку на адаптацию к сложившейся социальной среде, исклю чал стремление к ее целенаправленному преобразованию, требовал самоконтроля и самодисциплины индивида, включающегося с ту или иную корпоративную структуру.

Для культуры техногенного мира характерно понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познающее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. При этом неявно полагалось, что природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов, из которой человек может черпать бесконечно. Надо только искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах. Для людей традиционного общества мир воспринимался как живой организм.

Другим важным компонентом в системе ценностей техногенной цивилизации можно выделить идеал автономной личности. Деятельность и активность человека рассматриваются как реализация творческих возможностей свободной личности. Личность в традиционных обществах реализовывалась только через принадлежность к некоторой корпорации и чаще всего жестко закреплялась в той или иной социально общности. В техногенной цивилизации личность более свободна в своих социальных отношениях.

В техногенном обществе отношения личной зависимости, перестают доминировать, происходит смещение акцентов в понимании господства силы и власти – от человека к произведенной им вещи. Сама преобразующая действительность воспринимается как процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над внешними обстоятельствами, которые человек призван подчинить себе.

Другой важно чертой техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, что создает базис для преобразования мира, и порождает уверенность в способности, контролируя внешние обстоятельства, рационально освоить природу, а затем обустроить и саму социальную жизнь.

[1] С.695-696


  Легенды московских районов

Церковь Спаса Преображения, 1882 г. Старинные московские районы, улочки, переулки у большинства ассоциируются с Арбатом, Замоскворечьем, Патриаршими прудами. Но атмосфера Москвы не ограничивается Бульварным или Садовым кольцом. ДН рассказывает о менее знаменитых московских районах, которые сохранили свое очарование до наших дней.

10-02-2016, 23:01


  Чествование Святой Розалии в Палермо

Святой покровительницей города Палермо является Розалия, и в ее честь каждый год 15 июля устраивается пышный праздник с грандиозным торжественным шествием, которое начинается от Дворца норманнов, и устремляется по улицам города к морю, проходя через «Счастливые ворота».

Впервые день Святой Розалии отпраздновали в 1625 году. С того времени праздник стал ежегодной традицией, собирающей тасячи верующих.

29-12-2015, 19:29


  Татьянин день в России

Сегодня в России не найдешь ни одного студента, который бы не праздновал с размахом свой профессиональный праздник – 25 января, Татьянин день, день студента. Официально в России его начали отмечать только с 2005 года, но и до этого студенческая молодежь устраивала в этот день веселые попойки.

22-12-2015, 18:28


  Немножко о традициях и обычаях Японии

Вы пришли в гости в японскую семью и принесли подарок – проявите скромность, скажите что-то наподобие: «прошу прощения, но это такой пустяк», «может быть, мой подарок придется вам не по душе».

25-11-2015, 19:27


  Загадочный Таиланд

В Таиланде считается священной голова человека. Причем, это не зависит от пола или возраста, а также от социального положения. Есть древнее поверье, что по жизни каждого человека ведет его собственный дух-хранитель, а обителью этого духа как раз является голова. Для тайцев считается непростительным оскорблением любые прикосновения к голове: будь то простое поглаживание, шутливое взъерошивание волос или простое прикосновение.

19-11-2015, 18:30


  Обычаи и традиции Индии

В настоящее время все больше людей предпочитают проводить свой отдых, путешествуя по разным странам и континентам. Открывать для себя новые горизонты, знакомиться с традициями и обычаями народов, населяющих их. Все больше туристов манит к себе загадочная и сказочная Индия с гостеприимным и щедрым народом. И, пожалуй, не лишним будет немного узнать некоторые особенности в общении людей этой страны.

6-11-2015, 18:22


  История валенок в России

Прародителями русских валенок были традиционные войлочные сапожки кочевых племен, которые более полутора тысяч лет назад населяли территорию современной Европы. А на русские просторы валенки «пришли» вместе с Золотой Ордой – представители монгольских и тюркских племен носили войлочную обувь, которую называли «пима».

30-10-2015, 16:23


  Забавные свадебные традиции народов мира

- В мире есть много интересных, необычных, странных, страшных или смешных свадебных традиций. Одна из таких смешных и нелепых традиций существует в Индии, штат Пенджаб. Представьте только: там существует запрет на вступление в третий брак! А в четвертый раз женись на здоровье. Но до чего дошла смекалка людей.

29-09-2015, 19:57


  Традиции народов Южного Урала

Гряда Уральских гор пересекает по меридиану практически всю территорию России. С одной стороны Уральские горы выходят на берега Северного Ледовитого океана, а с другой стороны они входят в казахстанские пустыни.

29-09-2015, 19:55


  От китайского фарфора к мейсенскому!

Исторический факт, что благодаря китайской цивилизации народы мира получили немало удивительных открытий и достижений. И одним из таких великолепных подарков является фарфор.

Для того чтобы попытаться раскрыть всю глубину вопроса, совершим небольшое путешествие во времени назад. Только представьте: секреты изготовления фарфора китайцами свято хранились более тысячи лет! И, конечно, за этот период предпринимались неоднократные попытки выведать секреты технологии. Но что это были за попытки!

27-08-2015, 11:32


Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии"
Все права защищены. © 2009 Наши награды