Эпохи
------------------------------------------
Быстрый поиск
------------------------------------------
Культурология
------------------------------------------
------------------------------------------
Разное
------------------------------------------
|
Массовая культура
С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского населения, более широкое вхождение различных слоев общества в активную гражданскую жизнь. Зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и «картинки» для простого люда. Но зрелый этап начинается с момента распространения в западных странах закона об обязательной грамотности. Однако вопреки ожиданиям народ не понес с базара Белинского и Гоголя, а обратился к беллетристике, комиксам и т.п. В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. К этому же периоду относится широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел массовой культуры – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу развлечения широких масс. Интенсивного развития все средства массовой культуры получили сначала в Америке, а затем и в Западной Европе в 20-х, сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». К 60-м годам ХХ века технические возможности массовой культуры многократно возросли. Так первое выступление Битлз в США в Карнеги-холл, слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее подобные мероприятия становились доступны почти половине жителей земли.
Массовая культура ведет не только к введению еще одного типа и варианта культуры, к изменению самого типа функционирования культуры. В социальном плане массовая культура тесно связана с необратимыми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными ценностями. Новые типы производства требовали большей рекреации в сторону художественной культуры.
Функциональность массовой культуры можно определить по нескольким измерениям: во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.п. Конечно часто это процесс происходит через «банализацию» и упрощению объяснительных обстоятельств и причин к хорошо узнаваемым различиям «свои», «чужие» и т.п. Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения. Массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя усилий человека на преодоления самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечивания. Таким образом, первичная функция этой культуры обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей прежде всего молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений.
Другая важнейшая функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Это не только господствующие в культуре развлекательные жанры. Ее наиболее существенным механизмом составляет расширяющееся потребление в самых разных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключена в том, что она не отделена от потребления. Пища, одежда, и т.п. все поступает к человеку через механизму через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными.
Концентрированным превращением культуры в средство стимуляции потребления стала реклама. Она нацеливает человека на реализацию «первичных» витальных потребностей и стремлению к социальному престижу, заменяя духовный продукт материальным. Представление о материальном богатстве и расширенном потреблении как конечная цель человеческого бытия. Через рекламу предметный мир вновь приобретает магические свойства, на которые человек может повлиять самим актом купли-потребления.
Массовая культура не требует ни каких дополнительных знаний и обращается по преимуществу к эмоциональной сфере. Всеобщность массовой культуры не исключат разнообразия и структурированности массовой культуры в зависимости от различий. Тиражирование. Распространенный мотив критики массовой культуры – стандартизация.
Массовая культура характеризуется всеобщностью, предшествовавшая ей популярная культура, включавшая традиционно-гуманистические идеалы и ценности лишь претендовала на всеобщность.
Огромную роль в распространения массовой культуры играют СМИ, они по мнению Г.М. Маклуена радикально меняют среду обитания человека и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки. Сам человек принуждается думать не линейно последовательно, а через интервалы – мозаично.
Сегодня в культура привязана к оригинальному, а значит престижному потреблению. В ней переворачиваются те основные принципы, которые лежали в основе буржуазной духовности в период формирования западной цивилизации.
Влияние массовой культуры в слабо развитых странах создает видимость доступности для индивида иного, более легкого существования, что должно способствовать подсознательному убеждению в преимуществах западного образца жизни, его некритическому принятию и идеализации, порождая чувство неполноценности в отношении к собственной культуре.
Распространяемая с запада массовая культура тесно связана с консьюмеризмом, т.е. погоней за теми вещами, модами, услугами, знаниями, которые будто бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества. Приспосабливаясь к поощрению таких взглядов, массовая культура внушает мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению со всеми общественными. Массовая культура приводит к разрушению существующих норм поведения и потребления, прежде устоявшихся представлений и ориентаций, заменяя их новыми мифами и фетишами не имеющими ничего общего с реальной жизнью населения.
Со времени разложения первобытного общества, с начала разделения труда, социальной стратификации и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая стратификация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. Их количество можно соотнеси с числом имеющихся в сообществе специализированных областей деятельности.
Массовая культура освобождает человека от личной ответственности, снимает проблему самостоятельного выбора. Структура бытия задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций. В массовой культуре все известно наперед правильный политический строй, единственно верный строй, звезды, место в строю, мода на имидж «классового борца» или «сексуального символа» и пр.
Направления массовой культуры сегодня:
- Индустрия «детства», преследующая цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания
и форм воспитания людей, внедрение в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе.
- Массовая образовательная школа, тесно коррелирующая с установками субкультуры детства,
приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире. К историческому и культурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в обществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания.
- Средства массовой информации, транслирующие широким слоям населения текущую актуальную
информацию, растолковывающие рядовому человеку смыл происходящих событий, суждений и поступков различных деятелей, т.е. занимающихся практически манипулированием сознанием людей и формирующим общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.
- Система национальной и государственной идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания
и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп, манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную готовность» общества к возможным военным и политическим потрясениям.
- Массовые политические движения инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью
вовлечения акции широких слове населения, в большинстве своем весьма далеких от политических интересов элит, мало понимающих смыл предлагаемых им программ, на поддержку которых их мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного или иного психоза.
- Массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентаций
человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций (наши – не наши), замещающая анализ сложных многофакторных причинно следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым фантастическим объяснением. Это освобождает людей от собственных размышлений по рациональному объяснению волнующих проблем.
- Индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую развлекательную культуру и т.п.
где зритель выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую реакцию на происходящее. Массовая художественная культура нередко пользуется приемами эстетизации безобразного, брутального, физиологического, т.е. действует по принципу средневекового карнавала и его «смысловых перевертышей». Для этой культуры характерно тиражирование уникального и сведение его к обыденно доступному, а порой и ирония над этой общедоступностью.
- Индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправление его телесного имиджа.
- Индустрия интеллектуального досуга, приобщающая людей к научно-популярным знаниям,
научному и художественному любительству и т.п.
- Система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги,
идеи как индивидуального, так и коллективного пользования, формирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида.
- Разного рода игровые комплексы.
- Всевозможные словари справочники, энциклопедии и т.п. т.е. знания компактно и популярно изложенные.
|