Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


    Воинскии учет в организациях. Ведение воинского учета в организации www.audit-pro.com.

Сущность японской культуры

Хронология:

1. Палеолит (40 000-13 000 лет назад) Памятников немного, и их атрибуция вызывает множество вопросов. Хозяйственные занятия: охота и собирательство. Антропологический состав населения неясен.

2. Период дземон (соответствует неолиту; 13 000 лет назад – 111 в. до н.э.). Назван так по типу керамики с веревочным орнаментом. Хозяйственные занятия: собирательство, охота, рыболовство (речное и морское). К будущим японцам это население имеет самое опосредованное отношение.

3. Период яёй (бронзово-железный век; 111в до н.э. – 111 в н.э.). назван так по специфическому типу керамики. В это время наблюдаются крупные миграции с материка, чрез корейский полуостров в основном, принесшие культуру заливного рисосеяния, технологию производства металлов, шелкоткачество и другие хозяйственные новшества. Процесс смешения приводит к появлению протояпонцев.

4. «Курганный» период (111-У11 в.). Ямато – протояпонское государство. Начинается распространение буддизма. Целенаправленные заимствования из Китая (письменность, государственное устройство, теория и практика управления и т.д.). В 646 году начинается длительные период реформ, ставящих своей целью превращение Ямато в «цивилизованное» на китайский манер государство.

5. Период Нара (710–794 гг.). Появляется название Япония (там откуда восходит солнце). Идет активное строительство бюрократического аппарата по китайскому образцу. Государство в это время было эффективным, сильным и централизованным. Появляются первые письменные памятники (летописи, законодательные своды, поэтические антологии).

6. Период Хэйан (794-1185 гг.). Упадок государственной власти. Контакты с Китаем и Кореей на официальном уровне прекращаются. Зато возникает блестящая и несколько женственная аристократическая культура. Создается национальная письменность на основе китайской иероглифики и изобретенной в Японии слоговой азбуки.

7. Период Камакура (1185-1333 гг., сёгунат Минамото). Господство воинов-самураев (до 1867 года), тем не менее, император всегда оставался верховным жрецом синтоизм, и попыток свержения правящей династии не наблюдалось.

8. Период Муромати (1392-1568 гг., сёгунат Асикага). Постоянные феодальные междоусобные войны. В конце эпохи – рост городов, сопровождающийся развитием городской светской культуры, первые контакты с европейцами (в основном с купцами и христианскими миссионерами). Равнодушие со стороны европейцев и интерес со стороны японцев.

9. Период Эдо (1603-1867 гг., сёгунат Токугава). Объединение Японии. Христианство было запрещено, а страна закрыта для въезда-выезда. Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Всесторонняя регламентация жизни всех социальных слоев. Окончательное формирование того менталитета, который мы называем японским.

10. Период Мейдзи (1868-1911 гг.). Открытие границ. Проведение реформ имевших своей целью создать современного индустриального государства с сильной армией. Бурное промышленное развитие, широкая вестернизация при которой, однако, удается сохранить национальную идентичность. Военная экспансия.

11. После второй мировой войны приоритеты меняются, на первое место выходит развитие экономики.

Сущность японской культуры – единство всего живого, единство человека и природы.

Ощущение иллюзорной прозрачности вещей, характеризует японское искусство. Все существующее непостоянно, но сам процесс исчезновения и возникновения вечен. Очарование этого мира заключено в его непостоянстве. Ощущение неокончательности, обратимости времени.

Человек – микромир, его нельзя рассматривать и он не может существовать вне мира. Личности в буддизме Махаяны как таковой нет. Личность это поток дхарм определенным образом организованный. Личность определяется лишь индивидуальным сочетанием вечных дхарм, индивидуальный опыт и путь каждого человека. Личность – это процесс, в котором воплощены все мировые потенции. Личность не tabula rasa, она идет из бесконечности, которая и определяет ее изначальные потенции и индивидуальность. Нужно не записывать, а наоборот стирать, что бы достичь изначальной сущности дхарм. Достигнувший просветления способен влиять на весь мир. Им осознаются все взаимосвязи, свобода понимается как «осознанная необходимость». В буддизме отрицается то, что сейчас нам кажется личностью – личность это бесконечный процесс изменений.

Японская культура принимает от буддизма тип связи в мире – «одно во всем и все в одном». Все вещи воспринимаются как существующие и не существующие одновременно.

Неразделенность абсолютного и эмпирического.

Безостановочность изменений в мире и человеке.

Покой и пустота, – основные образы восприятия мира.

Процесс заданной пульсации мир невозможно охватить рассудком – отсюда универсальные законы природы и человеческого общества обозначаются посредством символики. Необходима и подвижная система измерений, чтобы не нарушить гармонию, постоянно изменяющегося мира. Объектом наблюдение, так или иначе, является целое.

Влияние синто. Ками – божества, духи присутствуют везде и во всем. Отсюда в японской культуре возникает идея о неделимости и единстве мира видимого и невидимого. Невидимый мир – реален, даже иногда более реален, так как сильнее влияет на жизнь людей.

Мир существует не для того, чтобы его изучали, а для того чтобы его переживали, извлекали от общения с ним удовольствие. Отсюда главный вопрос для японской культуры: «Как нужно прожить жизнь?». Вопрос, который доводится до онтологии.

«ВА» – гармония. Один из принципов японской культуры, изложенный Сётоку Тайси: «Чтите гармонию («ва») и возьмите за основу не действовать наперекор». «Ва» - правильное отношение – подвижное равновесие, которое позволяет целому не распадаться. Однако гармонию можно устанавливать и силой.

Влияние конфуцианство более всего заметно в государственном управлении. Сётоку Тайси (574-622) «Конституция из 17 статей». Ориентация на маленького человека, не мудреца. Интересы государства всегда выше интересов индивидов. «Групповая логика». Отношение «верх – низ» - распространяются на все стороны государственного устройства и всех людей. Акцент ставится не на отношение, а на соотношение: «верх – низ» будут существовать всегда. Это раз и навсегда данное положение.

Японская культура относится к телесному со спокойствием, справедливо считая, что без него сама жизнь стала быть невозможна.

Пространство. С эпохи Хэйан все больше японцев начинают вглядываться не вдаль, а себе под ноги, обживая пространство, прежде всего телесное и около телесное. Японские дома гораздо больше внутри, чем снаружи благодаря чрезвычайно продуманному интерьеру и умению им пользоваться. Японские декоративные сады – слепок с живой природы. В этих садах есть и море и острова, горы и реки, и леса, только очень маленькие, к тому же окруженные стенами усадьбы, в саду даже бывал, устроен буддийский рай (остров без ведущего к нему моста). Тип пространства японцев сворачивающееся (например, ветер ничего в даль не уносит, а приносит запахи). Один цветок или листок вместо дерева или леса. Целое даже если это сама вселенная намного лучше постигается через малое и единичное. А в этом единичном и заключена вся вселенная. Открытое пространство вызывает у японцев некоторое беспокойство, от того провинившегося ребенка не пускают домой, а не на улицу. Точный глазомер наименьшая мера длины составляет всего-навсего 0,0333 мм, а веса – о,037 гр. Стремление к минимализации и к точности порождает известное всему миру стремление японцев достичь совершенства в любом деле.

Литература:

1. Книга японских обыкновений /Сост. А.Н.Мещеряков. – М.,1999.
2. Человек и мир в японской культуре. М., 1985.