Эпохи
------------------------------------------
Быстрый поиск
------------------------------------------
Культурология
------------------------------------------
------------------------------------------
Разное
------------------------------------------
|
Исламский тип культуры - как культура традиционного типа общества
Одним из вариантов культуры традиционного типа общества являются те страны, где большинство населения исповедует ислам. Именно ислам является ценностным ядром, формирующим данный тип культуры. Религиозная традиция определяет все стороны жизни каждого мусульманина, являясь ценностным, мировоззренческим ядром культуры. Исламский тип культуры является культурой традиционного типа из-за господства религиозных традиций ислама. В связи с этим рассмотрение данного типа культуры невозможно без глубокого проникновения в суть данной религии.
Ислам является одной из трех мировых религией. На сегодня это одна из самых распространенных мировых религий: ее приверженцы населяют все континенты, особенно многочисленны они в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. В нашей стране мусульмане также составляют большую группу населения. Несмотря на такую большую географию, все народы, исповедующие ислам составляют единое культурное целое, поэтому правомерно говорить об исламском типе культуры.
Мир исламской культуры относительно молод. Его возникновение относится к первой половине 7 века. Колыбелью исламской цивилизации стала Аравия. Происхождение ислама яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно с самого начала освящается письменными источниками. Ислам многое заимствует из иудаизма и христианства, а также обрядовых домусульманских традиций арабов: большинство арабов в 6-7 веках были язычниками, в их среде существовало множество иудейских и христианских сект. Однако ислам является самостоятельной религией.
Возникновение ислама связано с деятельностью пророка Мухаммеда (в русском языке встречаются также варианты имени пророка – Магомет и близкий к арабскому произношению – Мухаммад), жившего в Мекке и получившего от Бога ряд откровений, записанных в священной книге всех мусульман Коране. Центральным постулатом ислама является строгое требование почитать только Аллаха как единственного Бога и быть, безусловно, покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность и вручение себя Аллаху. «Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: не божества кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом – ислам…».
Истоки ислама прослеживаются в социально–экономических, политических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии. Аравия была населена племенами, предками современных арабов, которые занимались земледелием, скотоводством и ремеслами, но занятие торговлей приносило наибольшую выгоду, так как Аравия находилась на пересечении многих торговых путей. В Мекке образовался религиозный центр всех племен, почитавших священный камень Каабу. Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и верований общались и влияли друг на друга. В 4 веке Аравии начался упадок караванной торговли, так как основные торговые пути переместились на восток в Иран. Это нарушило экономическое равновесие державшееся веками. Усилилась вражда между разными племенами, стала чувствоваться необходимость в объединении. Возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого Бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда.
Мухаммед жил 570-632 годах. Прежде чем стать пророком Мухаммед работал пастухом и посредником в торговых делах богатой вдовы Хадиджи. Бросив торговые дела, он стал пророком. Он призывал отдать себя Аллаху единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых он отнес борьбу против ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости. Вследствие этого проповеди Мухаммеда сначала были встречены окружающими с недоверием и враждебностью, особенно со стороны племени курейш, которые опасались, что новая религия подорвет значение Мекки как религиозного, а значит и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н.э., считается мусульманами за начало нового летоисчисления (мусульманская эра). В Медине Мухаммед нашел более благоприятную атмосферу для своих проповедей, так как мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и были рады выступить против нее. Набрав многочисленных сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские курейши были вынуждены принять новую религию, более того они возглавили движение за распространение новой религии. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национального религиозного центра еще больше возросло. Мухаммед умер в 632 году и был похоронен в Медине, его могила считается важнейшей святыней ислама. Смерть Мухаммеда обнажила проблему религии и власти. Пока был жив пророк, не было сомнений в том, что ему принадлежит верховная политическая власть. Но кто заменит пророка? В истории мусульманских стран было дано два ответа на этот вопрос: халифат и имамат. При халифате - государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора между ним и мусульманской общиной, при имамате – государственная власть должна принадлежать родственникам Мухаммеда.
На пост халифа, заместителя пророка, был выбран Абу Бекр, который организовал ряд военных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском мире возник глубочайший раскол, ставший характерной особенностью мусульманской культуры. Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али (кузен Мухаммеда, женатый на его дочери Фатиме). Али положил начало имамату, то есть во главе государственной власти должен стоять прямой наследник пророка, а не избранный уважаемый член мусульманской общины. Вскоре Али был убит, халифом стал Муавия, которому удалось откупиться от внука пророка Хасана, старшего сына Али и Фатимы и расправиться с его младшим братом Хусейном, который был растерзан на части, ибо никто не хотел брать на себя ответственность за смерть внука пророка. С этих событий и по настоящее время мусульмане делятся на суннитов и шиитов. Основой деления послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. Шииты считают законными преемниками Мухаммеда только его прямых наследников, поскольку полагают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу.
После торжества халифата над имаматом, началось быстрое распространение ислама. Столь стремительное распространение исламского типа культуры было связано с множеством причин: во-первых, с многочисленными успешными военными походами, которые привели к завоеванию больших территорий. Во-вторых, с исламизацией большей части завоеванных народов, которые были подготовлены к принятию единобожия. Немаловажным фактором была простота и доступность обрядовой и практической стороны ислама, кроме того, быть мусульманином было экономически более выгодным, так как мусульманин платил в качестве налога только десятину, тогда как остальное население платило подушную подать и поземельный налог, который равнялся иногда двум третям урожая. В-третьих, важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Этот процесс поддерживался расселением арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской части населения и приводом в гарем представительниц местного населения. Кроме того, распространение ислама приводило к распространению арабского языка как религиозного и государственного. Уже к 8 веку арабы подчинили Палестину, Сирию, Египет, Иран, Ирак, часть территории Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Испании. Однако это огромное политическое объединение не было прочным и в начале 10 века распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты. Политическая карта Ближнего Востока постоянно менялась: новые султанаты и эмираты, то возникали, то исчезали, уступая место другим, столь же недолговечным государствам. Но культура в главном оставалась единой, исламской, поскольку была прочно скреплена религиозной традицией.
Основной источник вероучения в исламе – Коран. Коран - мировоззренческое ядро исламской культуры. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками. Сам Мухаммед ничего не писал, он был неграмотен. Ученики Мухаммеда выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями. На момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще не совсем оформлено. После него остались разрозненные записи изречений и поучений, сделанные в разное время. Из этих записей около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда – Османе) был сделан свод, получивший название «Коран» («чтение»). Книга эта была объявлена священной (оригинал Корана находится у Аллаха), продиктованной пророку архангелом Джебраилом, не вошедшие в нее записи были уничтожены. Вскоре были составлены и комментарии к Корану. Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены по размеру: более длинные ближе к началу, более короткие – к концу. Все изречения, в которых говорящим лицом является Аллах, относят к числу откровений, все прочие к преданиям. Коран написан на арабском языке и как священная книга не может быть переведен на другие языки. Вследствие этого каждый мусульманин должен знать арабский язык, что приводит к созданию единого языкового и культурного поля. Классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы, религии.
Другая часть религиозной литературы мусульман – это сунна, состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммеда, наряду с дополнениями к Корану и его толкованиями. Не все мусульмане признают сунну, признающие ее называются суннитами, они составляют большинство среди исповедующих ислам.
Догматика ислама проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один Бог – Аллах. Культ Аллаха – всемогущего, всемилостивого, бессмертного, милосердного Бога. Аллах абсолютная ценность, но нечто внешнее по отношению к человеку. Даже к людям он обращается через «махди» (мессия, посланник, пророк). Мухаммед был его посланником-пророком, через которого было дано божественное откровение, до него Бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но их учения были искажены во многом их последователями, поэтому Мухаммед как последний выше их всех. Ислам - единственная истинная религия, хотя ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другие религии, считая их «людьми писания».
Весь мир своим существованием обязан воле Аллаха. Мир, согласно исламу был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Существуют ангелы и злые духи (джинны), они находятся во власти Бога и исполняют его волю. У него есть противник – Иблис – ангел, ослушавшийся Аллаха, из-за создания и верховенства над ангелами человека.
Аллах обуславливает возможность и существования человечества. Человек был сотворен Аллахам из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» - жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной. Женщина вышла из ребра Адама: во время его сна ангел по воле Бога достал у Адама ребро и произвел на свет Хаву (Еву) – «приятного товарища», чтобы Адам не скучал. Мужчина признавался абсолютным лидером. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье, счет родства велся строго по отцовской линии. Божье благословение лежало именно на сыновьях, поэтому только после рождения сна человек здесь считался полноценным.
Счастливый период остался для людей позади, после изгнания из рая, сколько бы ни старался человек, вряд ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. Жизнь в здешнем мире есть «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». За повседневной суетой нельзя забывать о своей душе, о том, что его ожидает после смерти. Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие – всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от соотношения в ней хороших и плохих поступков. В последний день мира мертвые воскреснут, и все получат воздаяния за свои дела: верным Аллаху предназначается рай, а грешные и неверные вечно будут страдать.
Судьба человека и его смертный час заранее записаны в Книге Судеб. Существует предопределенность человеческих поступков, поскольку Аллах каждому человеку заранее предназначил его судьбу. Аллах все знает и направляет, решает судьбу всего и каждого, во все моменты жизни. «С нами сбывается только то, что предначертал для нас Аллах». Эта мысль не раз повторяющаяся в Коране, укрепляет веру в предопределение – фатализм.
На земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине – умме. Умма – общность всех правоверных мусульман. Отношения человека в умме регламентируются Кораном, сунной (хадисами) и шариа(т). Шариа(т) – свод религиозно-этических предписаний ислама, сформировавшихся в 7-12вв., который исходит из принципа равенства всех мусульман и выступает в качестве мусульманского права. Причастность к умме выше деление на расы, нации, сословия и т.д.
Как проста догматика ислама, также просты и его обрядовые и практические заповеди. Характерной особенностью мусульманской религии состоит в том, что она активно вмешивается во все стороны жизни людей. И личная и семейная жизнь верующих, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все должно быть подчинено целиком религиозным традициям. Еще не так давно в мусульманских странах было полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. Следили за выполнение норм шариата и толковали их мусульманские богословы. Мусульманские духовенство выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети – это учитель в церковной школе. Кади – это судья, знаток шариата. Муфтий – более высокий духовный чин – главный авторитет в вопросах шариата. Улем – ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам – видный богослов, он же советник правителя. Даваемые им разъяснения по тем или иным вопросам догматики, политики, права считались непререкаемым законом. Обучение молодежи в мусульманских странах прежде тоже было только религиозным. Низшие школы – мектебы – состояли при мечетях. Высшие духовные школы – медресе – представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран, религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский.
Жизнь мусульманина определяется пятью типами действий, которые он совершает, все действия мусульманина должны быть основаны на религиозной традиции, закрепленной Кораном, сунной, шариатом. В крайнем случае, действия мусульманина подчиняются коллективному мнению уммы. Первый тип действий – действия, которые обязательны для исполнения каждым мусульманином, иначе их называют Столпы ислама:
Признание Аллаха единственным Богом, а Мухаммеда его посланником. Формула принятия ислама «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий» - проста. После произнесения этой формулы на арабском языке при свидетелях договор между человеком и Богом считается заключенным. Вероотступничество, сопряженное с глумлением над верой может наказываться смертью (кроме этого наказывается смертью только преднамеренное убийство и демонстративная супружеская измена).
Система молитв («намаз») 5 раз в день (на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи) является обязательной, может осуществляться в любом месте, после омоновения, если воды нет, то можно использовать песок, пыль. Молитву чаще совершают индивидуально, реже группами. Перед молитвой следует заявить намерение вслух или про себя. Молитва предполагает полное подчинение воле Аллаха и сосредоточение душевных сил.
Пост рамазан в девятый месяц по лунному календарю установленному Мухаммедом (мусульмане ведут летоисчисление, основываясь на лунный годичный календарь, который на 11 дней меньше солнечного, поэтому пост наступает каждый год в разное время) заключается в том, что нельзя есть и пить, веселится, курить при свете дня. После заката и пред восходом солнца мусульмане умеренно едят и пьют, очищают мысли и настраиваются на благочестивый лад. Пост служит для укрепления веры «нийя». Соблюдение поста необязательно для больных, детей и путешествующих, они могут и должны держать пост в другое время.
Паломничество «хадж» в Мекку, по местам, где жил и проповедовал пророк Мухаммед, посещение храма Каабы (черный камень) по возможности хотя бы раз в жизни мусульманин должен осуществить. Паломник, осуществивший обряд полностью получает почетное звание «ходжи».
Налог в пользу бедных «закят» (очищение богатства). Каждый мусульманин должен пожертвовать часть своего дохода в пользу бедных, это может быть еда, одежда, деньги. В некоторых мусульманских странах на деньги верующих поддерживается здравоохранение и образование. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать пожертвований из того, что любите».
Иногда полагают, что шестым столпом ислама является священная война за веру (джихад или газават) - ведение военных действий против неверных. Это положение было добавлено уже после смерти Мухаммеда и сыграло огромную роль во всей последующей исламской истории. Несмотря на то, что Мухаммед советовал привлекать людей к исламу «мудрыми добрыми наставлениями», верх одержала концепция, согласно которой мусульмане должны вести войну с неверными до тех пор, пока те не покорятся исламу. Мусульмане, погибшие в такой войне, автоматически признаются достойными рая.
Кроме обязательных действий для каждого мусульманина существуют также действия желательные (второй тип). В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось при жизни и вознаграждалось после смерти.
Третий тип действий был связан с неодобряемыми, хотя и ненаказуемыми поступками, так назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами (вкусной едой, хорошей одеждой и т.п.) или, например, такие как, развод.
На основе Корана с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важное событие в жизни и мужчины и женщины. Состояние вне брака для достигших определенного возраста людей рассматривалось как неправильное. Идеальным союзом считался союз двоюродного брата и сестры, число законных жен было ограничено четырьмя. Введение многоженства во многом было необходимостью, поскольку как кочевой народ арабы были воинственны, множество женщин оставалось одинокими, что с точки зрения исламской культуры неправильно, ибо только мужчина может обеспечить женщине защиту. Кроме того, завоевав большую территорию, арабы нередко поступали следующим образом: взрослое мужское население уничтожалось, представительницы женского пола брались в жены. Это способствовало распространению арабской культуры. Для того чтобы развестись с женой, достаточно мужу трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей «ты свободна» или три раза произнести слово «талах» (развод). Однако, не смотря на простоту процедуры развода их количество в странах мусульманской культуры незначительно.
Существовали и запрещенные поступки (харам) – четвертый тип действий, те за которые наказывали и при жизни и после смерти: запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать и др.
Последний тип действий связан с изменением жизни мусульман в современном мире. Все вышеперечисленные типы действий основываются на указаниях зафиксированных в Коране или в сунне. Если возникает необходимость решить, как должны поступать мусульмане в современном мире, но ни в Коране, ни в сунне ничего прямо не сказано по данному поводу, то решение принимает умма - мусульманская община, в соответствии с духом ислама.
Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на 8-11 века. Формировалась догматика и исламское право (шариат), решались богословские вопросы веры и разума, свободы воли и предопределения, создавались образцы утонченной поэзии, философские и исторические произведения, медицинские трактаты, работы по физике, химии и астрономии. В это время успешно развивалась поэзия, давшая миру многих поэтов, например, Омара Хайяма, которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер. Были составлены сказки «Тысяча одна ночь». Фирдоуси написал поэму «Шах-наме». Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины (ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна)), философии (Ибн Рушд (Аверроэс)), астрономии (Бируни). Были созданы многочисленные архитектурные памятники – мечети в Мекке и Дамаске, своеобразие которым придают украшение их орнаментом – арабской вязью. Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, так как традиция запрещалось изображать Аллаха и все божественное (прежде всего, созданного им человека).
Такой быстрый расцвет можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, был выработан литературный, религиозный, государственный язык – арабский, что создавало единое культурное поле на котором и могли развиваться и поэзия с философией и богословие. Во-вторых, ислам приходил на территории с давними культурными традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов. Расцвету арабской культуры в это время способствовало терпимое отношение к чужим традициям. Активно переводились на арабский язык произведения других народов, в частности античных авторов.
На рубеже 7-8 века в исламе сложилось еще одно течение – суфизм, которое окончательно оформилось к 12 веку. Часто суфизм называют – сердцем, душой ислама. Это течение носило аскетический мистический характер, и его последователей называли факирами или дервишами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с Богом, разработали учение о постепенном познании Бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарения. Суфизм повлиял не только на религиозную сторону жизни мусульман, но и на светскую сторону, например, поэзию.
Подведем некоторые итоги. Ислам сегодня – это мировая религия, определяющая жизни около миллиарда жителей земли. Все мусульмане мира составляют мусульманскую общину умму и подчиняются религиозным традициям ислама. Несмотря на более чем тысячелетнюю историю, - страны, где ислам является преобладающей религией, сохраняют многие черты культуры традиционного типа общества, такие как: господство религиозных традиций; подчинение жизни индивида религиозным законам, зафиксированным в Коране, сунне, шариате; примат коллективного начала над индивидуальным; неразделение светской и религиозных сторон жизни.
1. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988.
2. Ерасов Б.С. Культура, религии и цивилизации на Востоке. М., 1990.
3. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
4. Ислам традиции и новации / Под ред. А.В.Малешенко. М.,1991.
5. Ислам: Энциклопедический словарь. М.,1991.
6. Коран
7. Максуд Р. Ислам. М., 2001.
|