Фаюмский портрет – искусство погребального портрета, выполненного восковыми красками, возникшее в I – III вв. на стыке египетской и римско-эллинистической культур. Название происходит от Фаюмского оазиса в Египте, где было найдено большое количество этих произведений. Обычно рассматривается как один из истоков искусства иконописи.
Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С помощью Ф. человек якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» у мусульман.
Филигрань (фр. filigrane – зерно) – техника ювелирной обработки металла, состоит в напаивании тонкой нити (проволоки) и мелких зерен (шариков), как правило из драгоценных материалов – серебра, золота, создающих сложный узор. Русское название – скань (для узора из проволоки) и зернь (для шариков-зерен).
Фигуративное искусство (от лат. «внешний вид») – предполагает приверженность изобразительному началу в отличие от орнаментализма и абстракционизма.
Фовизм (от фр. «дикий») – направление во французском искусстве в начале XX в., проявлялось в определенно интенсивном звучании открытых цветов, сведению формы к простым очертаниям.
Формализм – метод отображения действительности посредством выделения главенства формы над содержанием.
Фреска (итал. fresco – свежий, сырой) – техника стенной росписи водяными красками по сырой штукатурке, впитывающей их до определенной глубины, что обеспечивает прочность красочного слоя.
Возникла в древних культурах Востока, затем проникла в античное искусство. В Средневековье уступила место мозаике и витражу. Начиная с эпохи Возрождения вновь распространилась по всей Европе.
Функционализм – направление в архитектуре XX в, требующее в качестве доминирующего принципа признать практические функции жизнедеятельности в определении планов и форм сооружений.
Футуризм (лат. futurum – будущее) – авангардистское течение в европейском искусстве 10–20-х гг. XX в., характеризуется отрицанием традиций в культуре, устремленностью в будущее, в котором якобы будут преобладать «техника», «скорости», «сила».
В искусстве футуристы видят предмет для самотворчества, самовыражения, игры формами, случайными ассоциациями.