Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


    Оборудование для производства азота азотная станция купить оборудование.

Культурологический словарь - С

Символизм – направление в культуре, возникшее в конце XIX – начале XX в. Представители символизма были едины в своих представлениях об искусстве как символе непознаваемых сущностей мира видений и грез, в своих поисках неаллегорических способов выражения эстетического идеала – неуловимых смысловых оттенков и психических состояний.

Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение, объединение) – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга). Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней Античности.

Скань (от древнерус. скать, свивать) – вид ювелирной техники, предполагающий выполнение узора в форме витого проволочного орнамента.

Скарабей – изображение в египетской культуре жука-навозника как символа движущей и созидающей силы солнца.

Содержание и форма – в искусстве взаимосвязанные (парные) эстетические категории, указывающие соответственно, что отражено и выражено и то, какими средствами это достигнуто.

Социалистический реализм – творческий метод литературы и искусства, правдивое изображение жизни в свете социалистических идеалов (народовластия, социальной справедливости, равенства, дружбы народов, патриотизма, интернационализма, честного труда, приоритета общинности, коллективизма, пафоса индивидуальной активности и т.п.). Термин «С.р.» появился в 1932 г. в связи с необходимостью борьбы против догматических воззрений на культуру со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Само понятие «С.р.» было определено в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей М. Горьким: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле» (I Всесоюзный съезд советских писателей: Стенограф. отчет. М., 1934. С. 17).

Стиль (гр. stylos – палочка для письма) – совокупность главных художественных особенностей в творчестве писателя, композитора, архитектора и т.д., проявляющихся как в темах, идеях, характеpax, так и в изобразительно-выразительных средствах, приемах и технической обработке материала, в исполнении и т.д.
Стилевое единство существует в культуре определенной эпохи страны, в сложившихся жанрах, видах и течениях искусства.

Строгановская школа – условное название стиля русской иконописи первой половины XVII в. с элементами западноевропейского влияния, развивавшегося при поддержке купцов-меценатов Строгановых в иконописных мастерских Москвы и Сольвычегодска, где находилось их имение.

Ступа – дословно в переводе с санскрита означает макушку, кучу камней, в буддийской архитектуре означает мемориальное сооружение, полусферической формы, лишенное внутреннего пространства.

Сударь (буквально «платок») – один из покровов, которым во время такого важного элемента религиозной культуры, как богослужение, накрывались культовые сосуды, символизировал платок покрывавший лик Христа во гробе.

Супрематизм (лат. supremus – наивысший) – разновидность геометрического абстракционизма. С. оперирует комбинацией простейших геометрических элементов (квадратом, крестом, кругом, прямоугольником), среди которых квадрат считается наиболее чистым, т.е. очищенным от содержательных ассоциаций элементом. Основоположником С. считается художник К. С. Малевич.

Сюрреализм (фр. surrealisme – буквально «сверхреализм») направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в 20-х гг. XX в., призывавшее к творчеству вне контроля разума. Художник должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, воспоминаниями младенческого возраста и т.п. Сюрреалисты строят произведения как нечто алогичное, парадоксальное, неожиданное, как особую ирреальность.