Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


    Источник высокого качества американские сигареты import-sigaret.live.

Культурологический словарь - П

Палеолит – древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. П. продолжался с возникновения человека (свыше 2 млн лет назад) примерно до 10-го тыс. до н.э.

Пантеон (лат. pantheon, от греч. pantheion – место, посвященное всем богам) – 1) в Древнем Риме «храм всех богов»; 2) Усыпальница выдающихся людей (П. в Риме и Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне).

Пантеон – памятник древнеримской архитектуры (около 125 г. н.э.). Величественная ротонда, перекрытая полусферическим кессонированным куполом с центрическим световым отверстием. Тонко найдено равновесие между высотой и диаметром П.

Парсуна (искажение слова «персона»)условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI–XVII в., сохраняющих приемы иконописи.

Парфенон – храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник Древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447–438 гг. до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен величественной красотой форм и пропорций. Статуи фронтонов, рельефы метоп и фриза (окончены в 432 г. до н.э.) созданы под руководством Фидия.

Патерик (греч. paterikon, от pater – отец) – сборник жизнеописаний, порой фантастических, отцов церкви, монахов какого-либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми.

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытно-общинного строя. Возникло в позднем палеолите около 30-го тыс. до н.э., отражая потребности жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы П. и. связаны с разложением первобытного строя.

Периптер – основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики; прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.

Повалуша – в русском деревянном зодчестве башня: помещение для пиров в жилом здании – усадьбе.

Полива – слой глазури на поверхности керамики.

Поп-арт (англ. pop art, сокр. от popular art – общедоступное искусство) – одно из течений в искусстве модернизма. Повторяя экстравагантные приемы дадаизма, представители П.-а. используют в своих композициях реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, части машин) и их механические копии (фотографии, муляж, репродукции, вырезки из комиксов и иллюстрированных журналов), эстетизируя, возводя в ранг искусства случайное их сочетание. Предметные композиции и коллажи в стиле П.-а. строятся либо на условном абстрагировании этих формальных качеств, либо на их контрапунктическом сопоставлении со смыслом вещи.

Постимпрессионизм (от лат. post – после и импрессионизм) – общее название течений в живописи конца XIX – начала XX в., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, П. противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К П. относят П. Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека, представителей неимпрессионизма и группы «наби».

Постмодернизм – термин, характеризующий культурное видение современного информационного общества с характерным для него преобладанием теоретического знания, информационных и коммуникационных технологий, а также плюрализмом, терпимостью и широкими возможностями выбора для каждого индивида. Постмодернизм в познании мира отвергает мышление оппозициями и четко очерченными понятиями, а тексты культуры понимаются как сплошное плетение знаковых систем. Человеческая личность трактуется как совокупность возможностей, как изменчивое поле разнообразных взаимодействий, в котором реализуются природные функции, психические побуждения, культурные программы.

Примитив (от лат. primitivus – первый, самый ранний) – 1) нечто простое, не развивавшееся (по сравнению с позднейшим, более совершенным). 2) (устар.) название памятника искусства раннего периода развития культуры.

Примитивизм – в искусстве конца XIX – начала XX в. следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурноотсталых народов). Интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П. Гогена. В XX в., наряду с искренним, непосредственным выражением народно-эстетических представлений мастерами из народа (Н. Пиросманашвили в Грузии), распространен романтический культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества (А. Руссо во Франции, А. М. Мозес в США), вызывающий отказ от устоявшихся норм художественной культуры (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова).

Проторенессанс – период истории итальянского искусства (XIII – начало XIV в.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.