Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


    Каталог Бейджи и держатели к ним в Уфе

Культурологический словарь - М

Магия – чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов; магия является составной частью всех религиозных культов.

Маньеризм (от лат. maniera – манера, стиль) – художественное течение, проявившееся в различных видах искусства Западной Европы XVI в. М. отразил нарастание кризисных явлений в позднем Возрождении, когда главной целью творчества было провозглашено следование «красивой и ученой манере», «идеальным» образцам искусства Ренессанса, но без присущей им глубины содержания и гуманизма. В Италии представителями М. были живописцы А. Бронзино, Ф. Пармиджанино, живописец и архитектор Дж. Вазари, скульптор Б. Челлини.

Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок и cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие) – разновидность культуры капиталистического общества (синонимы на Западе: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). М. к. сознательно ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей. Главным каналом распространения М. к. служат средства многотиражной коммуникационной техники (книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозапись). Термин «М. к.» объективно имеет маскировочный характер, поскольку запросы аудитории не образуются стихийно, а в значительной степени формируются содержанием и художественным качеством тиражируемых произведений, что, в свою очередь, обусловливается интересами социальных групп, владеющих (контролирующих) на правах частной и государственной собственности средствами их производства и распространения. Термин «М. к.», хотя содержит в себе указание на массовость этого явления, не означает его народности, он основывается не на содержательном, а на формальном, количественном признаке – способе производства и потребления. Ставка на зрелищность любой ценой привела к нравственной неразборчивости М. к., к культу секса, пропаганде жестокости и насилия, способствующих подобной же трансформации нравов в самой жизни капиталистического общества. Преимущественно товарная и утилитарно-развлекательная по направленности, М. к. не исключает, однако, возможностей использования ее как мощного средства воздействия на общественное сознание не только для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип, но и для охранительных целей — идеализации существующих институтов и порядков, пропаганды западного образа жизни.

Мезолит – средний каменный век, переход от древнего к новому каменному веку (около 10 – 5-го тыс. до н.э.). В М. появились лук и стрелы, была приручена собака. М. иногда называли также протонеолитом (от греч. protos — первый и неолит) или эпи-палеолитом (от греч. epi – после и палеолит).

Мистика (от греч. mystikos – таинственный) – религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику. При некоторых исторических условиях М. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии; в других случаях оказывала влияние на развитие идеалистической диалектики.

Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – характерное для первобытного сознания синкретическое отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся вполне реальными; продукт устного народного творчества, коллективной народной фантазии. Различаются М. героические (сказочные: цикл мифов о Геракле) и этиологические (объясняющие причины событий, обычаев, названий: Миф о Прометее – открытии огня). Уже в Древней Греции была сделана попытка истолковать М. как одушевление природных сил (Метродор), а затем и общественных явлений (Евгемер).

Мифология (от греч. mythos – сказание, предание и – рассказ, толкование) – изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой. Всеобщее господство М. в первобытном мировоззрении объясняется всеобщностью общинно-родовых связей и отношений, перенесенных на природу и на весь мир, который воспринимается и трактуется как универсальная родовая община. Эстетическое значение М. обусловлено тем, что в нем представлен так или иначе понимаемый синтез (совпадение, слияние) общей идеи и чувственного образа.

Модерн (фр. moderne – современный, новый) – русское наименование стиля в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX в. (соответственно «ар нуво» – во Франции и Великобритании, «югенд-стиль» – в Германии, «сецесси-он» – в Австрии). М. представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике художественный стиль в архитектуре и декоративном искусстве. Представители М.: X. ван де Вельде (Фолькванг-музей в Хагене), Ч. Р. Макинтош (школа искусств в Глазго), Г. Гимар (оформление метрополитена в Париже), А. Гауди-и-Корнет (дом Мила и другие постройки в Барселоне), Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал, бывший особняк Рябушинского в Москве), В. Орта (особняки Тасселя и Сольве в Брюсселе). М. отличают поэтика символизма, высокая дисциплина композиции, подчеркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлеченность национально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальность изобретательности художника. Характерные для многих мастеров М. рационализм, внимание к функциональной организации пространства, увлеченность новыми материалами (металл, стекло, керамика) несли в себе зародыш эстетических программ функционализма и конструктивизма в искусстве XX века.

Модернизм (от фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. XX в. как своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного общества, противоречий буржуазного массового духовного и индивидуального сознания. М. объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт). Становление М. как законченной художественно-эстетической системы и соответствующего типа миросозерцания было подготовлено такими его стадиями, как декадентство и авангардизм.

Мозаика (фр. mosaigue) – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.