Каменный век – древнейший период в истории человечества, когда орудия и оружие изготавливались из камня, дерева и кости. Приблизительные хронологические границы каменного века свыше 2 млн — 6 тыс. лет назад. К. в. делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Люди каменного века занимались собирательством, охотой, рыболовством. Общественные отношения – «первобытное человеческое стадо», затем родовой первобытно-общинный строй.
Канон (гр. kanon – правило, норма, мерило) – в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения.
Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом. Системы канона, связанные с религиозными предписаниями, господствовали в искусстве древних культур Востока, в средневековом искусстве Европы и Азии. Для Античности и Возрождения характерны попытки рационалистическим путем найти идеальную закономерность в пропорциях человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения человеческой фигуры. К. — все, что твердо установлено, стало общепринятым.
Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX в., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. К. стремится к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. К. выдвигает такие эстетические нормы, как стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей – долгу, разуму, верховным интересам общества. В литературе: трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, А. Вольтера, оды М. Ломоносова, Г. Державина, трагедии А. Сумарокова и Я. Княжнина). В архитектуре (В. Баженов, М. Казаков, А. Воронихин) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки. Изобразительное искусство К. отличается ясностью, уравновешенностью композиции (художник – Г. Угрюмов, скульпторы – И. Мартос, М. Козловский).
Колизей (от лат. colosseus – громадный; колоссальный) – амфитеатр Флавиев в Риме, памятник древнеримской архитектуры (75–80 гг. н.э.). Включает арену (эллиптическую в плане) и поднимающиеся амфитеатром четыре яруса мест для зрителей (ок. 50 тыс.); предназначался для гладиаторских боев и других зрелищ. Построен из туфа, трибуны были покрыты мрамором; для системы сводчатых конструкций использованы кирпич и бетон. На величественном фасаде три яруса аркад (арок), опирающихся на колонны.
Конструктивизм (лат. constructio – построение) – направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х – начала 30-х гг. Основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы, геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов и воспроизведение производственных ритмов поэзии и т.д. (картина В. Татлина «Проект памятника-башни 3-го Интернационала»).
Коринфский ордер – один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта (акант — род травянистых растений, иначе называемых «медвежья лапа») и небольших волют (волюта — орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали). Сложился во второй половине V в. до н.э. Пышный и торжественный коринфский ордер получил наибольшее распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима.
Коран (араб. кур'ан, буквально – чтение) – главная «священная» книга ислама, всех мусульман; собрание религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов; собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине. Выдающийся памятник мировой культуры. В Коране приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Много места занимают в Коране увещевания быть верным только Аллаху, послушными его посланнику (Мухаммеду) и угрозы по адресу инаковерующих. Коран поддерживает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственность.
Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном, классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже – угловые помещения.
В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.
Крито-микенская культура – культура Древней Греции эпохи бронзы (30–12 вв. до н.э.); более широкое название – эгейская культура. К.-м. к. развивалась в основном на островах Эгейского моря (о. Крит, Кикладские острова).
По сравнению с культурами Древнего Востока она отличается более светским, жизнерадостным характером. Искусство большое внимание уделяло человеку и природе, тяготело к устойчивым монументальным симметричным формам и обобщениям. Живопись стремилась к большей жизненности изображения, женские образы поражают элегантностью, изысканным, почти манерным изяществом. Величайшие достижения критских зодчих — дворцы в Кноссе, Фесте, Малии и др. Они отличались свободной планировкой помещений, богатым внутренним убранством, живописно-декоративным характером интерьеров. Это дворцы-лабиринты. Одна из вершин К.-м. к. — вазопись. Ваза – объемная форма критского сосуда – вызывает ощущение движения, текучести, упругого напряжения. Роспись построена на гибких силуэтах, ритме. Очевиден реализм вазовых росписей.
Кубизм (фр. cubisme, от cube – куб) – модернистское течение в изобразительном искусстве (приемы в живописи первой четверти XX в.). Он знаменовал собой разрыв с традициями реалистического искусства. Предметный мир изображался в виде комбинаций правильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса). Кубизм выделялся тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким как дом, дерево, утварь и др.). Геометризм подчеркивает устойчивость, предметность мира. (П. Пикассо. «Авиньонские девицы», «Дама с веером», «Гитара и скрипка»; Ж. Брак. «Женщина с гитарой»; русские кубофутуристы: К. Малевич. «На сенокосе», В. Татлин. «Натурщица»).
Культ (лат. cultus – почитание) – 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо, чрезмерное возвеличение (культ святых, культ личности).
Куртуазность – изысканная вежливость, любезность, учтивость. Куртуазная литература – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII – XIV вв.; представлено лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами.