Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


    Штендер рекламный что такое штендер.

Почему икону назвали "Библией для неграмотных"

Почему икону назвали "Библией для неграмотных". Для современного человека, воспитанного вне христианских традиций, уже первая ступень оказывается трудоемкой. Вторая ступень требует некоторой подготовки, своего рода катехизиса. На этом уровне и сама икона является катехизисом, той самой "Библией для неграмотных", как ее называли святые отцы. Уровень требует не только интеллектуальной работы, но, прежде всего духовной работы. Образ начинает действовать в нас. Икона становится возбудителем информации внутри созерцающего. Четвертый уровень открывается на высших ступенях молитвы. Итак, чтобы понять, что такое икона, сосредоточим внимание на первых двух ступенях. Таким образом, вновь выстраивается лестница, взбираясь по которой мы вновь приходим к Прообразу Непостижимому - Богу.

Древнее искусство в большей степени символизирует и сигнализирует, чем показывает и живописует. Символизм сопровождал всегда и христианское учение, и иконописание, сообщая последнему характер хранилища, церковного предания. То есть иконописание - второе исповедание веры.
Средним памятником между писанием и преданием является символизм иконы. Рассмотрим несколько примеров символизма древней иконописи. "Живописная" (цветовая) сторона русской иконы сначала напоминает византийскую, где три основных цвета: красный, синий, зеленый. Это означает следующее: красный цвет понимался как цвет Божественной творческой активности; голубой - как символ устремленности Мира к Богу (цвет неба); зеленый, являющийся смесью двух первых, - символ гармонии всего Божественного Бытия.
Основой русской иконописи являются все семь цветов радуги, выступающие в качестве символической связи Ветхого и Нового Заветов. Они соответствуют семи дням Творения, семи таинствам христианства. Каждому цвету придается определенный символический смысл. Трем ипостасям единого по существу Бога присвоены три основных цвета, являющиеся основой для создания всех других цветов, - красный, желтый и голубой. Красный цвет - это цвет пламенной любви Господа Бога ("Бог есть любовь"), он усвоен ипостаси Бога-Отца. Желтый (золотой) - Богу-Сыну, Иисусу Христу. Голубой цвет - это цвет ипостаси Духа Святого. Коричневый цвет в иконописи почти не используется, это цвет грешной земли и "грязи".
Из трех основных тонов (желтого, красного, синего) образуется все видимое:
1) красный соответствует цвету земли;
2) синий - воздуху;
3) желтый - солнечному свету.
Красный будет обозначать глину, из которой создано тело человека - плоть, кровь, страсть. Синий - воздух и дух, мысль, бесконечность, неведомое. Желтый - солнце, свет, самосознание, царственность. Дополнительно к красному - смешение желтого с синим, света с воздухом - зеленый, цвет успокоения, равновесия физической радости, цвет надежды. Лиловый цвет образуется из слияния красного с синим. Физическая природа, проникнутая чувством тайны, дает молитву. Лиловый, цвет молитвы, противополагается желтому цвету царственного самосознания и самоутверждения. Оранжевый, дополнительно к синему, является слиянием желтого с красным. Самосознание в соединении со страстью образует гордость. Гордость противопоставляется чистой мысли, чувству тайны.
Фон классической иконы - золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает слияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий дихотомии "свет - тьма". Золотой фон, золотые нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и золотой ассист на одеждах Богородицы и ангелов - все это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей. Золотой фон часто заменялся другими, семантически близкими цветами - красным, зеленым, желтым (охра). Красный цвет символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих, в этом огне выплавляется золото святых душ. Кроме того, в русском языке слово "красный" означает "красивый", поэтому красный фон также ассоциировался с нетленной красотой Горнего Иерусалима, Зеленый цвет символизирует вечную жизнь, вечное цветение, это так же цвет Святого Духа, цвет надежды. Охра, желтый фон - цвет, наиболее близкий по спектру к золотому, является подчас просто заменой золоту, напоминанием о нем.
Наиболее близким по семантике к золоту является белый цвет. Он также выражает трансцендентность и также является цветом и светом одновременно. Белым цветом пишутся одежды Христа и праведников.
Белый цвет (он же свет) - соединение всех цветов - символизирует чистоту, непорочность, причастность божественному миру. Ему противостоит черный как не имеющий цвета (света) и поглощающий все цвета. Черный цвет, как и белый, употребляется в иконописи редко. Он символизирует ад, максимальную удаленность от Бога - Источника света. Ад в иконе изображается обычно в виде черной зияющей пропасти, бездны. Черным цветом рисуется пещера, из которой выползает змий, поражаемый св. Георгием. В остальных случаях употребление черного цвета исключено. Например, контур фигур, на расстоянии кажущийся черным, на самом деле пишется обычно темно-красным, коричневым, но не черным. В преображенном мире нет места тьме, ибо "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы".
Цвет в иконе неразрывно связан со светом. Икона пишется светом. Технология иконы предполагает определенные стадии работы, которые соответствуют наложению цветов от темного к светлому. Постепенное высветление лика показывает действие божественного света, преображающего личность человека, выявляющего в нем свет. Икона не знает светотени, так как изображает мир абсолютного света. Источник света находится не вовне, а внутри, ибо "Царство Божье внутри вас есть". Свет выражен в иконе прежде всего через золото фона, а также через светоносность ликов, через нимбы. Как золото - абсолютная метафора света, так свет - абсолютная метафора Бога: "Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы" . Сам свет, сам по себе образ в своем качестве духовного символа выявляет по меньшей мере две грани:
1) свет - это ясность, делающая бытие прозрачным и выявляющая пределы вещей, и раскрывающая мир для зрения и познания;
2) свет - это блистание, восхищающее душу, изумляющее ум и слепящее глаза.
Золото светится уже по своей богосозданной природе, и средневековый художник просто берет в руки их светоносность, высвобождает ее и распоряжается ею, подчиняя благочестивому и одновременно человеческому смыслу, но никоим образом не "создает" ее. Он ощущает себя не "Творцом", но слугой - распорядителем . "Самое главное - чтобы загореться чистым блеском, золото должно перегореть в истязающем и испытующем огне и очиститься в нем, как очищается горящее человеческое сердце" . Способность радоваться свету, его сиянию и блеску как чувственной утехе и одновременно духовному символу есть черта общечеловеческая.
Христос изображается не только с нимбом, но нередко и с сиянием вокруг всего тела (мандорла), что символизирует и его святость как человека, и Его святость абсолютную как Бога. Свет в иконе пронизывает все - он падает лучиками на складки одежд, он отражается на горках, на палатах, на предметах. Средоточением света является лик, а на лике - глаза. Свет есть "главный герой" иконы, пульсация света составляет жизнь иконы. Икона "умирает" тогда, когда исчезает понятие о внутреннем свете, и он заменяется обычной живописной светотенью. Древнерусскому эстетическому сознанию свет представлялся наиболее адекватной формой выражения Бога.
Икона пишется с точки зрения вечности. Лицо на иконе - это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности. Лик в иконе - самое главное. В практике иконописания стадии работы так и разделяются на "личное" и "доличное". Сначала пишется "доличное" - фон, пейзаж (лещадки), архитектура (палаты), одежды и прочее. В больших работах эту стадию исполняет мастер второй руки, помощник. Главный мастер, знаменщик, пишет "личное", то есть то, что относится к личности. И соблюдение такого порядка работы было важно потому, что икона, как и все мироздание, иерархична. "Доличное" и "личное" - это разные ступени бытия, но в "личном" есть еще одна ступень - глаза. Они всегда выделены на лике. "Глаза - зеркало души", в Нагорной проповеди Иисус говорит так: "Светильник для тела око, и если око твое будет чисто, то все твое тело будет светло; если же око твое будет худо, то все твое тело будет темно". (От Матфея 6:23)
Но "личное" - это не только лик и глаза. Но также и руки. Ибо руки несут информацию о личности человека. По-своему осмысливается жест в иконе, он передает своего рода духовный импульс: благословляющий жест Спасителя, молитвенный жест Оранты с Воздетыми к небу руками, жест принятия благодати подвижников с раскрытыми на груди ладонями, жест архангела Гавриила, передающего Благую Весть, и так далее. Лик и руки иконописец, как правило, выписывает очень тщательно, пользуясь приемами многослойной плави с санкирной подкладкой, подрумянкой, светами и т.д. Фигуры же обычно пишутся менее плотно, немногослойно и даже облегченно, так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей, не касаясь ногами позема. Эта легкость парения возвращает нас к Евангельскому образу человека как хрупкого сосуда. Бесплотная внешность подчеркивает внутреннюю силу, силу Духа.
Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Тело не самоценно, оно обретает свой смысл только как вместилище духа. Икона допускает искажение пропорций, иногда деформацию человеческого тела, но эти "странности" только подчеркивают приоритет духовного над материальным, утрируя иноприродность преображенной реальности, напоминая, что тела наши суть храмы и сосуды.