На смену абсурдизму, самому активному из модернистских направлений в театре стран, пришли другие направления, в частности «театр жестокости», как правило, в опошленном, вульгарном истолковании.
Но, обращаясь к искусству середины XX века, приходится говорить не столько о более или менее целостных модернистских направлениях, сколько об отдельных модернистских тенденциях, подтачивающих творчество художников. Нельзя сказать, что современный модернизм совсем утратил силу и не представляет сколько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». Не только музыканты, художники, актеры, литераторы, но и математики, физики, химики, естествоиспытатели призывают сегодня обратить внимание на роль душевного, эмоционального фактора в формировании ребенка или юноши, независимо от того, кем ему суждено стать - ученым или рабочим, художником или служащим.
Выйдем ненадолго за рамки музыкальной педагогики и вспомним опубликованные несколько лет тому назад заметки о развитии современной науки известного советского физика Е. Фейнберга. Среди многого другого автор статьи поставил вопрос: что привлекает современную молодежь к точным наукам? Ответ гласил: постижение истины и творчество, смелость, фантазия и ясность мысли, правдивость, красота и дух борьбы. «...В перечислении... не было одного - того, что учено называется этикой, а попросту - совестью... Наука внутри себя не содержит этического критерия». Развив затем мысль о том, что научное творчество в определенном смысле сродни художественному, ученый пришел к выводу: «Сейчас нет никакой опасности, что молодежь отвернется от науки. Есть, однако, опасность, что она гиперболизирует значение науки и отвернется от искусства или принизит его до роли украшателя жизни. Поэтому роль искусства и литературы сейчас особенно важна»