Против «американского» образа жизни и восстает старый писатель Джилмен, герой пьесы «К западу от Суэца». Его тревожит разлагающее влияние американской цивилизации, наступление эры потребительских отношений, разрушение гуманистических ценностей, возрождение шовинизма вместо любви к родине и т.д.
Но, трезво оценивая современный мир, драматург взывает вдруг к архаичной патриархальности как к панацее от всех бед. Пьеса «К западу от Суэца» свидетельствовала о серьезном идейно-творческом кризисе в творчестве Джона Осборна. Две другие пьесы Осборна начала 70-х годов - «Дар дружбы» (1972) и «Чувство отрешенности» (1973)-также говорят о глубоком разладе с окружающей действительностью, который драматург переживает мучительно и напряженно. В пьесе «Дар дружбы» существенное место занимают диалоги двух писателей: Джослина Брума, который живет лишь воспоминаниями о прошлых счастливых днях, и Билла Уэкли, серьезно анализирующего современную действительность.
Эти диалоги доказывают, что Осборн, как бы ни были утопичны его идеалы, отчетливо понимает: долг писателя - вторгаться в самую гущу жизни, пытаться ответить на наиболее острые вопросы современности, делать это, несмотря ни на что, в первую очередь - невзирая на конформистскую бездуховность, которая разъедает западное «общество потребления» (именно об этом Осборн написал свою сатиру «Чувство отрешенности»). Если Джимми Портер был деклассированным интеллигентом, то герои, которые пришли одновременно и вслед за ним на подмостки английских театров конца 50-х - начала 60-х годов, представляли собой самые разные классы.