Джимми Портер - «один во вселенной», «лишний человек» середины XX века, Гамлет, владеющий кондитерским киоском. По социальной природе своей он деклассирован, ибо университетское образование вывело его из привычного круга мелких буржуа, но не дало никаких общественных привилегий. Отказывая в доверии всякой идеологии, он бунтует подчеркнуто эмоционально и анархично.
Сила этого героя заключалась лишь в том, что около семи миллионов сверстников Джимми Портера (в возрасте от 20 до 30 лет) также в одиночку приходили к выводу о необходимости отчаянного восстания против социальных норм общества. Для них важен был сам протест, потому что большинство из них не имело реальных позитивных идей. Пьеса-манифест Джона Осборна состояла из многочисленных вопросов, которые герой обрушивал на зрителей. Все эти вопросы требовали ответов. Осборн мучительно пытался отвечать на них в каждой последующей своей пьесе. Часто, не находя ответов, он поддавался пафосу отрицания, смысл которого выразил однажды так: «Мне не нравится общество, в котором я живу. И не нравится все больше и больше.
Театр же постепенно становится тем, чем я его всегда мечтал видеть, - оружием» Джон Осборн направлял оружие своей ненависти против потребительского общества, состоящего из безликих обывателей, которых не заботит ничто, кроме собственного благополучия и карьеры. Ненависть двигала писателем, когда вместе с Э.Крейтоном он написал «эпитафию» талантливому драматургу, переделавшему свое творение в угоду буржуазным нормам и превратившемуся в «потухшую лампочку» («Эпитафия Джорджу Диллону», 1957); ненавистью руководствовался он, сочиняя «Комедианта» (1957) и «Мир Поля Слики» (1959). В «Мире Поля Слики» драматург в духе сатирической филдинговской «Оперы Граб-Стрита» высмеял газетчиков, продающих свое перо правящим классам. Действие «Комедианта» происходит в мюзик-холле. Едкий куплет, эпатирующий трюк - все пригодно для того, чтобы растревожить сонного буржуа. Но Джон Осборн обратился к истории семьи клоунов Раис вовсе не с тем, чтобы поразить воображение зрителей набором аттракционов. В предисловии к пьесе он писал: «Мюзик-холл умирает, и вместе с ним - волшебная часть Англии. Что-то уходит из самого сердца Англии: что-то, что принадлежало каждому, что было подлинно народным искусством».