Лютер видит теперь в народе лишь обывателей, чьим сознанием может манипулировать всякий демагог. Лютер приходит к яростному индивидуализму, объявляет единственно надежной вещью в этом мире - «возможность умереть каждому за себя».
В этом для Осборна заключена трагедия Мартина Лютера и движения Реформации в целом. Лютер - «патриот для себя» (так называлась пьеса, написанная Осборном в 1965 г.). И потому в конечном счете его судьба похожа на судьбы других покорившихся и измученных «отступничеством» героев Осборна, например на судьбу Билла Мейтленда из «Неподсудного дела» (1964). В «Неподсудном деле» драматург подводит некоторые «промежуточные» итоги, не без зависти оглядываясь на собственное прошлое и с тревогой ожидая будущего. Герой пьесы, адвокат Билл Мейтленд, еще пытается формулировать основные постулаты своей юношеской веры: «Верую в... в... техническую революцию, в неуклонную, насущную, острую потребность, чтобы было все больше и больше ученых и... больше... школ и университетов и в необходимость ускорить близкие перемены, близкие перемены».
Но, в отличие от Джимми Портера, Билл говорит об этом неуверенно и вяло. Недаром в первой же ремарке появляется полная драматизма фраза, определяющая во многом характер будущей пьесы: «Настроение полной беспомощности, тоски, внутренней раздвоенности». Собственная жизнь прожита героем впустую, дети не приемлют духовных ценностей отцов-бунтарей. В «Неподсудном деле» драматург старается трезво оценить опыт своего «рассерженного» десятилетия и приходит к неутешительным выводам. Он понимает, что праведное негодование может превратиться либо в постоянное самоистребление, либо в пассивный конформизм, приспособленчество, если бунтари не приобретут реальных общественных идеалов в действительности. Джон Осборн продолжает искать ответы на «проклятые» вопросы, которые определены сутью и механизмом буржуазной системы. Но ответов он не находит.
Подчас же предлагает ложное решение, что видно, например, из пьесы «К западу от Суэца» В потоке проклятий Джимми Портер говорил: «...в наш американский век жить довольно скучно, если, конечно, ты не американец Вероятно, наши дети все будут американцами».