Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты


    Rambler's Top100



 Лютер - «патриот для себя» (мир драматургии)

Лютер видит теперь в народе лишь обывателей, чьим сознанием может манипулировать всякий демагог. Лютер приходит к яростному индивидуализму, объявляет единственно надежной вещью в этом мире - «возможность умереть каждому за себя».

В этом для Осборна заключена трагедия Мартина Лютера и движения Реформации в целом. Лютер - «патриот для себя» (так называлась пьеса, написанная Осборном в 1965 г.). И потому в конечном счете его судьба похожа на судьбы других покорившихся и измученных «отступничеством» героев Осборна, например на судьбу Билла Мейтленда из «Неподсудного дела» (1964). В «Неподсудном деле» драматург подводит некоторые «промежуточные» итоги, не без зависти оглядываясь на собственное прошлое и с тревогой ожидая будущего. Герой пьесы, адвокат Билл Мейтленд, еще пытается формулировать основные постулаты своей юношеской веры: «Верую в... в... техническую революцию, в неуклонную, насущную, острую потребность, чтобы было все больше и больше ученых и... больше... школ и университетов и в необходимость ускорить близкие перемены, близкие перемены».

Но, в отличие от Джимми Портера, Билл говорит об этом неуверенно и вяло. Недаром в первой же ремарке появляется полная драматизма фраза, определяющая во многом характер будущей пьесы: «Настроение полной беспомощности, тоски, внутренней раздвоенности». Собственная жизнь прожита героем впустую, дети не приемлют духовных ценностей отцов-бунтарей. В «Неподсудном деле» драматург старается трезво оценить опыт своего «рассерженного» десятилетия и приходит к неутешительным выводам. Он понимает, что праведное негодование может превратиться либо в постоянное самоистребление, либо в пассивный конформизм, приспособленчество, если бунтари не приобретут реальных общественных идеалов в действительности. Джон Осборн продолжает искать ответы на «проклятые» вопросы, которые определены сутью и механизмом буржуазной системы. Но ответов он не находит.

Подчас же предлагает ложное решение, что видно, например, из пьесы «К западу от Суэца» В потоке проклятий Джимми Портер говорил: «...в наш американский век жить довольно скучно, если, конечно, ты не американец Вероятно, наши дети все будут американцами».

16-04-2010, 12:25
Тоже интересно:
Мюзик-холл теряет свое обаяние
Джимми Портер - «один во вселенной»
Три картины пьесы
Драматургия молодых обновила язык сценического искусства
Конформизм и нонкомформизм в искусстве
Известные драматурги

Генеральный спонсор ресурса:
Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии" при МГУ им.Ломоносова
Все права защищены. © 2009 Наши награды