Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


О традиционной китайской живописи

"Те, кто судят о живописи, обращают внимание только на строение картины. А между тем древние создавали свои картины вовсе не для того, чтобы указать местоположение городов, нанести на карту границы областей или прочертить течение рек.
В живописи важно добиться того, чтобы форма сливалась с духовной силой, после чего сердце творит всевозможные превращения. Духовную силу видеть нельзя и потому приходится полагаться на то, что не изменяется. Однако же зрению положен предел, и глаза наши не могут видеть всего воочию. Вот почему нужно стремиться к тому, чтобы посредством одной черты воспроизвести существо Великой Пустоты. И напротив: создавая всеохватывающий образ, мы можем досконально изобразить предмет размером с глазной зрачок.
Посредством волнистых линий я изображаю вершины горы Суншань. Увлеченный незнакомой жизнью, я рисую хижину отшельника. Посредством вертикальных линий я изображаю склоны гор Тайхуа. Посредством кружка и точки можно изобразить нос дракона. В таком случае брови, лоб и щеки будут излучать безмятежность и веселье. Уединенная скала возвышается над целым миром и словно пронзает облака.
Так с помощью вечно изменчивых линий я рождаю чувство жизненных превращений. Следуя строгим правилам рисования, я являю взору духовную силу. В таком случае дворцы и башни, лодки и повозки и все предметы можно изобразить сообразно их свойствам; и собаки, и лошади, птицы и звери могут быть нарисованы сообразно их повадкам. Вот истинное достоинство живописи.
Когда созерцаешь осенние облака, душа сама рвется в небеса. Когда подставляешь лицо весеннему ветру, мысли бегут неудержимым потоком. Хотя и прекрасны звуки колоколов и каменных пластин, хоть и приятны взору цвета драгоценных каменьев, а все-таки красота их не сравнится с красотою хорошей картины. Вот я разворачиваю свиток, вчитываюсь в надпись и смотрю на незнакомые горы и моря: в зеленых рощах шумит свежий ветер, белая пена разливается на водном просторе. Воистину, такую картину невозможно изобразить лишь посредством искусной работы рук! Духовная просветленность должна осенить живописца! Таков смысл живописи".