Изначальность мудрости, Духа над природой:
22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23 От века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26 Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28 Когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны.
29 Когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30 Тогда я была при нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время.
31 Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
Притч
Гл.8
Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Мое.
Иов
41:3
Божественность мудрости:
Но где премудрость обретается? и где место разума?
Не знает человек цены её, и она не обретается на земле живых…
Откуда же исходит премудрость? и где место разума?
Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена.
Аввадон и смерть говорят: "ушами нашими слышали мы слух о ней".
Бог знает путь ее, и Он ведает место ее.
Иов
28:12,13, 20-23
Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум.
Притч
9:10
Если будешь призывать знание и взывать к разуму;
Если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
То уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум.
Притч
2:3-6
Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?
Притч
30:4
И всё же человек стремится к истине, знанию:
Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной.
Иов
28:3
Мудрость провозглашается открыто:
Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
В главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою.
Притч
1:20,21
Мудрость как жизненный опыт:
В старцах - мудрость, и в долголетних - разум.
Иов
16:31
Венец славы - седина, которая находится на пути правды.
Притч
16:31
Мудрость как праведность:
Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
Пс
36:30
Мудрость как коллективное знание:
От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость.
Притч
13:10
О предопределении:
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
Притч
19:21
От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
Притч
20:24
Выбор праведного пути:
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла.
Притч
4:23-27
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
Притч
10:9
О труде:
Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего.
Притч
20:4
Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
Притч
20:13
О душе:
Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
Притч
20:27
Безгрешных не бывает:
Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"
Притч
20:9
Любовь и ненависть:
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
Притч
10:12
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
Притч
15:17
О пьянстве:
У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
Впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид;
Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
И ты будешь как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".
Притч
23:29-35
Значение речи (языка):
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.
Притч
10:19
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
Притч
10:31
Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык только на мгновение.
Притч
12:19
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Притч
13:3
Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.
Притч
15:4
Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
Притч
15:23
Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.
Притч
18:4
Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
Притч
18:21
Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные.
Притч
20:15
О воздаянии:
От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его.
Притч
12:14
Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
Притч
13:21-25
Кто ходит непорочно, тот будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.
Притч
28:18
О первородном грехе:
Кто родится чистым от нечистого? Ни один.
Иов
14:4
Что такое человек, чтоб быть ему чистым и чтобы рожденному женщиною быть праведным?
Иов
15:14
Об участи человека:
Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:
Как цветок, он выходит и опадает; убегает как тень, и не останавливается.
Иов
14:1,2
Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда;
Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.
Иов
5:6,7
Если дни ему [человеку] определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет,
То уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего.
Для дерева есть надежда, что оно, если будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут;
Если и устарел в земле корень его и пень его замер в пыли,
Но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное.
А человек умирает и распадается; отошел, и где он?
Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает:
Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.
Иов
14:5-12
Вот, даже луна, и та не светла, и звезды не чисты пред очами Его.
Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль.
Иов
25:5,6
О терпении:
Вот вы [братья Иосифа] умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизни великому числу людей.
Быт
50:20
Разное:
Нашел ты мед - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.
Притч
25:16
Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;
Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
Притч
26:4,5
Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
Притч
26:27
Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.
Притч
27:1
Сытая душа попирает и сот, а голодной душе всё горькое сладко.
Притч
27:7
Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку.
Притч
27:19
Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста;
Потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору.
Притч
30:32,33
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти.
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Притч
14:12,13
Камень, который отвергли строители, соделался главою угла.
Пс
117:22
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Мф
5:3-12
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Мф
6:19-21
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет тёмно. Итак, если свет, который в тебе, - тьма, то какова же тьма?
Мф
6:22,23
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды?
Мф
6:25
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Мф
7:6
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Мф
7:13,14
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Итак, по плодам их узнаете их.
Мф
7:17-20
Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Мф
22:21
Написано: "не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".
Мф
4:4
Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Мф
9:17