Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


    Горбатые импортные сигареты.

Вебер М. "Протестантская этика и дух капитализма"

ВЕБЕР
Макс (1864 - 1920)


Вебер Макс

Вебер Макс - немецкий философ, историк, экономист и социолог, занимающийся проблемами методологии социально-исторических наук, стремящийся определить критерий научности в истории и социологии на основе каузальности (выявления объективных причин событий, наподобие природной каузальности), но в то же время и соотнесения изучаемых социальных феноменов с ценностями (культурными интересами, также обусловливающими эти социальные феномены). Свою общесоциологическую концепцию Вебер назвал "понимающей социологией". Центральной ее категорией является "социальное действие", в нем субъективный смысл действия соотносится с поведением другого человека. Совокупность человеческих действий порождает возникновение устойчивых смысловых связей в обществе. Вебер выделяет четыре типа социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный, традиционный.
Для исследования социальных отношений Вебер вводит понятие "идеального типа". Язык социолога или историка заметным образом отличается от языка математика или физика: в нем мало точности. Идеальный тип - это концептуальная модель, не данная эмпирически. Она утопична, но призвана отражать объективный культурный смысл явления. "Идеальный тип" играет роль методологического инструмента:
1) идеальные типы не отражают и не повторяют подлинной реальности;
2) идеальные типы чем дальше, тем лучше выражают различные аспекты реальности;
3) идеальные типы не должны смешиваться с оценкой или ценностью;
4) в идеально-типическом выражено ограниченное единообразие событий. Таким образом, данное понятие позволяет систематизировать эмпирический материал по степени близости к идеально-типическому. В идеальном типе сконцентрированы ценностные установки своего времени и познавательный интерес ученого.
В социологии религии большое внимание уделяется Вебером взаимовлиянию протестантской этики и целерационального принципа капиталистических отношений. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер "выводит формулу" капитализма: капитализм есть единство стремления к максимальной прибыли и рациональной дисциплине. Вебер убежден, что роль мотора современного капитализма в свое время сыграла кальвинистская этика. Вебер находит сжатое до пяти пунктов изложение кальвинизма:
1) Существует абсолютный трансцендентный Бог, Творец и Вседержитель мира, непостижимый для человека с его конечным духом;
2) Всемогущий и неизъяснимый Бог назначил каждому из нас спасение или осуждение, которые мы своими силами не в состоянии изменить;
3) Бог сотворил мир для вящей славы своей;
4) Человек, независимо от предназначения, обязан трудиться во славу Господа, утверждая Царство Божие на земле;
5) Всё земное - природа и плоть - принадлежит к миру греха и смерти, и спасение может быть незаслуженным даром Божьей милости.
Таким образом, верующий человек обязан постоянно трудиться на выбранном им поприще во славу Бога, даже не зная, избран он или нет. Экономический успех, в частности, был серьезным знаком, доказывающим особое предназначение и избранность. Получалось, иными словами, что страсть к работе подогревается тревогой по поводу неопределенности выпавшей доли: спасён или нет? При этом человек должен пренебрегать благами мира, избегать излишеств и вести аскетический образ жизни. Ясно, что много и рационально организованно работать для получения прибыли, вкладывать прибыль в дело - таково поведение, способствующее развитию капитализма. В этом сходство протестантской установки с ориентацией капиталистической экономики.

Основные работы М.Вебера: "К истории торговых обществ в средние века" (1889), "Протестантская этика и дух капитализма" (1905), "Хозяйственная этика мировых религий" (1916-1919), "Собрание сочинений по социологии религии" (в 3-х томах, 1920-1921), "Хозяйство и общество" (1921), "Критические исследования в области логики наук о культуре" (1906), "О некоторых категориях понимающей социологии" (1913), "Наука как призвание и профессия" (1920) и др.

Работы и труды деятеля

Протестантская этика и дух капитализма (1905)