Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства», «Восстание масс» (рациовитализм)

ОРТЕГА-и-ГАССЕТ
Хосе (1883 - 1955)


Ортега-и-Гассет Хосе

Ортега-и-Гассет Хосе - испанский философ, культуролог и эстетик, прошедший школу «философии жизни», экзистенциализма, учения Й.Хейзинга, исторических трудов А.Тойнби. Сам Ортега называл свою философию рациовитализмом или философией «жизненного разума», противопоставляя ее как рационализму, так и интуитивизму. Ее основной идеей является представление о том, что со времен Платона и Аристотеля разум противопоставляет себя жизни, априорно отождествляя свои законы с законами бытия. Между тем разум - это всего лишь аппарат, с помощью которого человек создал свою условную, субъективную картину мира. Истинной реальностью является жизнь, которая всегда представляет единство субъекта и объекта, идеи и реальности, человека и «его обстоятельств». Причем жизнь в ее полноте и динамике отнюдь не есть всего лишь хаотическое, неупорядоченное мелькание явлений. Это энергия космоса, сконцентрированная в определенных вещах, имеющих в каждом конкретном случае свой, потенциально заключенный в ней идеальный «проект». Стремление к осуществлению этого проекта составляет процесс жизни. В 1920-30-е годы Ортега дополняет идею «проекта» идеей исторической «перспективы», в которую человек независимо от своей воли помещен силою общеисторической и национально-культурной традиции и другими обстоятельствами. Концентрируя теперь свое внимание в первую очередь на исторических проблемах, Ортега утверждает, что всякая вещь и всякий человек имеют свое особое историческое время и место. История человечества представляет собой непрерывный ряд, в который включены любая эпоха и любой человек. Это историческое место и время, действуя с силой, неподвластной нам, определяет перспективу человеческого мировосприятия. Поэтому сам Ортега стал теперь называть свою философию философией «исторического разума», а многие историки философии присвоили ей имя «перспективизма». Появляясь на свет, человек не может быть абсолютно свободен, ибо он рождается в определенных обстоятельствах, на той или иной стадии культуры.

В работе «Дегуманизация искусства» (1925) анализирует определяющие тенденции искусства художественного авангарда XX века и утверждает, что новое искусство вполне сознательно, принципиально хочет быть и оставаться непопулярным, обращенным к элите, а не к массе. Но тем самым оно не испытывает и потребности быть общечеловеческим и общепонятным. Порождаемое им эстетическое переживание не приближает людей к стихии повседневной жизни, а дистанцирует их, отчуждает от нее. В этом и заключается «дегуманизированность» нового искусства.

Книга «Восстание масс» (1929-1930) посвящена анализу той тревожной европейской общественной ситуации, которая сложилась, по мнению Ортеги, к 1920-30-м годам. XIX век принес человечеству огромные завоевания (например, победа демократии и парламетаризма, развитие техники и др.), но в начале XX века начинается существенный исторический сдвиг, связанный с увеличением численности людей, людской массы , которая, благодаря достижениям прошлого века, приобрела ощущение легкости жизни и лишилась нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и т.п. Этот исторический феномен Ортега называет «восстанием масс». «Восстание масс» укрепило в глазах многих критиков представление об Ортеге как о консерваторе аристократе и поклоннике элитарного строя, где элита понимается философом как меньшинство, составляющее высшую в умственном и нравственном отношении часть общества, его культурный слой.

Работы и труды деятеля

Дегуманизация искусства (1925)
Восстание масс (1929-1930)