ОРТЕГА-и-ГАССЕТ
Хосе (1883 - 1955)
Ортега-и-Гассет Хосе - испанский
философ, культуролог и эстетик, прошедший школу «философии жизни»,
экзистенциализма, учения Й.Хейзинга, исторических трудов А.Тойнби. Сам Ортега
называл свою философию рациовитализмом или философией «жизненного разума»,
противопоставляя ее как рационализму, так и интуитивизму. Ее основной идеей
является представление о том, что со времен Платона и Аристотеля разум
противопоставляет себя жизни, априорно отождествляя свои законы с законами
бытия. Между тем разум - это всего лишь аппарат, с помощью которого человек
создал свою условную, субъективную картину мира. Истинной реальностью является
жизнь, которая всегда представляет единство субъекта и объекта, идеи и
реальности, человека и «его обстоятельств». Причем жизнь в ее полноте и
динамике отнюдь не есть всего лишь хаотическое, неупорядоченное мелькание явлений.
Это энергия космоса, сконцентрированная в определенных вещах, имеющих в каждом
конкретном случае свой, потенциально заключенный в ней идеальный «проект». Стремление
к осуществлению этого проекта составляет процесс жизни. В 1920-30-е годы Ортега
дополняет идею «проекта» идеей исторической «перспективы», в которую человек
независимо от своей воли помещен силою общеисторической и
национально-культурной традиции и другими обстоятельствами. Концентрируя теперь
свое внимание в первую очередь на исторических проблемах, Ортега утверждает,
что всякая вещь и всякий человек имеют свое особое историческое время и место.
История человечества представляет собой непрерывный ряд, в который включены
любая эпоха и любой человек. Это историческое место и время, действуя с силой,
неподвластной нам, определяет перспективу человеческого мировосприятия. Поэтому
сам Ортега стал теперь называть свою философию философией «исторического разума»,
а многие историки философии присвоили ей имя «перспективизма». Появляясь
на свет, человек не может быть абсолютно свободен, ибо он рождается в
определенных обстоятельствах, на той или иной стадии культуры.
В работе «Дегуманизация искусства» (1925) анализирует
определяющие тенденции искусства художественного авангарда XX века и утверждает, что новое искусство вполне сознательно, принципиально хочет
быть и оставаться непопулярным, обращенным к элите, а не к массе. Но тем самым
оно не испытывает и потребности быть общечеловеческим и общепонятным. Порождаемое
им эстетическое переживание не приближает людей к стихии повседневной жизни, а
дистанцирует их, отчуждает от нее. В этом и заключается «дегуманизированность»
нового искусства.
Книга «Восстание масс» (1929-1930) посвящена
анализу той тревожной европейской общественной ситуации, которая сложилась, по
мнению Ортеги, к 1920-30-м годам. XIX век принес человечеству
огромные завоевания (например, победа демократии и парламетаризма, развитие
техники и др.), но в начале XX века начинается существенный исторический сдвиг,
связанный с увеличением численности людей, людской массы , которая, благодаря
достижениям прошлого века, приобрела ощущение легкости жизни и лишилась
нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и
будущим, уважения к труду и т.п. Этот исторический феномен Ортега называет «восстанием
масс». «Восстание масс» укрепило в глазах многих критиков представление об
Ортеге как о консерваторе аристократе и поклоннике элитарного строя, где элита
понимается философом как меньшинство, составляющее высшую в умственном и нравственном
отношении часть общества, его культурный слой.
Работы и труды деятеля
Дегуманизация искусства (1925)
Восстание масс (1929-1930)