Мифология
Мифология - совокупность мифов разных эпох и народов, где миф (с греч.– сказание, предание)
является повествованием о первопредках, богах, духах, героях. Мифотворчество
возникает в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии,
философии, науки и искусства, причем мифам разных народов присущи сходные и
повторяющиеся темы и мотивы: о происхождении мира (космогонические мифы), богов
(теогонические мифы), человека (антропогонические мифы), солнца (солярные
мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), различных человеческих
навыков и умений, обычаев и обрядов, жизни и смерти и др. Мифы объясняют
устройство вещей и явлений, ход времени, повествуют о конце света, словом, дают
единую картину мира древнего человека. В первобытном обществе все мифы являлись
основным способом познания мира. В
мифологических сказаниях накапливался опыт и знания многих поколений. При этом,
может быть, ни в одной науке не содержится так много различных гипотез. Со
второй половины XIX века черты мифологического объяснения реальности
стали обнаруживаться даже там, где их меньше всего ожидали увидеть. Так,
мифологические идеи о строении космоса, о возможности во Вселенной разных
миров, неоднородности времени и пространства, диалектики прошлого и настоящего,
материальности времени, взаимосвязи всего живого, противоречивости бытия,
природно-духовной сущности человека, продления человеческой жизни, космичности
и вечности жизни, единства живого и косного, их взаимопревращений, искусственного
создания жизни, пределов человеческих возможностей и др. в значительной степени
стимулировали развитие современной научной мысли.
Мифы также выполняли аксиологическую функцию: в
них сконцентрированы основные духовные ценности древнего человека –
добро и зло, справедливость, любовь, счастье, красота, бог, душа, мудрость и
т.д. Как правило, силы добра побеждают зло. Мифы устрашают, учат, воспитывают,
напоминают.
Общая черта мифов – синкретичность человека и
природы, прошлого и настоящего, вымысла и реальности, естественного и
сверхъестественного, вещи и слова, существа и его имени, а также наивное
очеловечивание всей природы. Главное для мифологического сознания – вера
в излагаемые факты, поэтому и невариативность мышления, т.е.
недопустимость иных толкований и мнений.
Все мифы очень образны, наглядны: объясняемые
явления персонифицированы, но в то же время в какой-то степени и обобщены. При
этом использование архетипов, или смысло-образов
в мифах свидетельствует о высоком уровне обобщений: абстрактные идеи
принимают форму наглядно-чувственного образа, символа, аллегории. Таким
символом может стать не любой образ, но только тот, который несёт универсальную
объяснительную нагрузку (яйцо, вода, земля, огонь, уроборус, гора, лабиринт,
лестница, круг или квадрат и др.). Мифы можно считать знанием, предшествующим
философии.
Мы приводим несколько мифов разных народов, имеющих разное назначение и разную смысловую нагрузку.
Мифы разных народов
Миф о Паньгу (Древний Китай)
Цикл древнеегипетских мифов об Осирисе и Исиде: Земное царствование Осириса и заговор Сета
Древнеегипетский миф о потопе и сотворении людей
Миф об охотнике и медведях (народ нивхи, Сибирь)