ХЕЙЗИНГА
Йохан (1872 - 1945)
Хейзинга Йохан - нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском
(с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах. Мировую известность получили труды
Хейзинга по культуре европейского средневековья и Возрождения («Осень
средневековья» – 1919; «Эразм и век Реформации» – 1924) и по философии
культуры («Homo ludens» – «Человек играющий» – 1938 и др.) В
области методологии исторического познания Хейзинга примыкает к традиции
швейцарского историка культуры Я.Буркхардта, отказываясь от формальных схем исторического
процесса, его объективации. Он выдвигает на первый план понятие культуры и
личности, представление о целостности той или иной эпохи, тезис о
присущем ей особом культурном языке, идеал единства и духовной
наполненности человеческой культуры. Парадокс его методологии заключается в
том, что Хейзинга подчеркнуто неметодологичен, он как бы прислушивается к
голосу самой Истории; он отрицает исторический фатализм, а вместе с тем и
вообще познаваемость и возможность исторических законов. Для Хейзинга
характерен интерес к переломным, «зрелым и надламывающимся» эпохам, когда
традиции вступают в диалог с обновляющимися тенденциями в развитии культуры.
Культурологическая позиция Хейзинга проясняется в работе «Человек играющий»,
книге об извечной первозданности человеческой культуры, никогда не
порывающей со своими истоками. Хейзинга прослеживает роль игры во всех
сферах человеческой жизни и во всей истории в целом. Для него вся
культура – игровая, игра – это больше, чем культура. Выступая в качестве культурно-исторической
универсалии, игра заменяет собой все другие культурно-логические категории.
Расценивая игру как творческое позитивное начало, Хейзинга наделяет серьезность
атрибутом негативности. Выдвижение игры на роль важнейшего элемента
человеческой истории сыграло исключительную роль в философии культуры, ибо
Хейзинга предопределил одну из ключевых тем современной культурологии, имеющей
дело с целым рядом взаимосвязанных понятий – игра, карнавал, смех. Значение
Хейзинга для современной истории, теории культуры определяется также и тем, что
в своих работах он наметил возможность новых методологических подходов:
антропологического, структурно-типологического, семиологического и др.
Работы и труды деятеля
Homo ludens (1938)
В тени завтрашнего дня (1935)