Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


Хейзинга Й. «Homo ludens», «В тени завтрашнего дня. Об убывании игрового элемента в культуре» (игровая теория культуры)

ХЕЙЗИНГА
Йохан (1872 - 1945)


Хейзинга Йохан

Хейзинга Йохан - нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах. Мировую известность получили труды Хейзинга по культуре европейского средневековья и Возрождения («Осень средневековья» – 1919; «Эразм и век Реформации» – 1924) и по философии культуры («Homo ludens» – «Человек играющий» – 1938 и др.) В области методологии исторического познания Хейзинга примыкает к традиции швейцарского историка культуры Я.Буркхардта, отказываясь от формальных схем исторического процесса, его объективации. Он выдвигает на первый план понятие культуры и личности, представление о целостности той или иной эпохи, тезис о присущем ей особом культурном языке, идеал единства и духовной наполненности человеческой культуры. Парадокс его методологии заключается в том, что Хейзинга подчеркнуто неметодологичен, он как бы прислушивается к голосу самой Истории; он отрицает исторический фатализм, а вместе с тем и вообще познаваемость и возможность исторических законов. Для Хейзинга характерен интерес к переломным, «зрелым и надламывающимся» эпохам, когда традиции вступают в диалог с обновляющимися тенденциями в развитии культуры. Культурологическая позиция Хейзинга проясняется в работе «Человек играющий», книге об извечной первозданности человеческой культуры, никогда не порывающей со своими истоками. Хейзинга прослеживает роль игры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом. Для него вся культура – игровая, игра – это больше, чем культура. Выступая в качестве культурно-исторической универсалии, игра заменяет собой все другие культурно-логические категории. Расценивая игру как творческое позитивное начало, Хейзинга наделяет серьезность атрибутом негативности. Выдвижение игры на роль важнейшего элемента человеческой истории сыграло исключительную роль в философии культуры, ибо Хейзинга предопределил одну из ключевых тем современной культурологии, имеющей дело с целым рядом взаимосвязанных понятий – игра, карнавал, смех. Значение Хейзинга для современной истории, теории культуры определяется также и тем, что в своих работах он наметил возможность новых методологических подходов: антропологического, структурно-типологического, семиологического и др.

Работы и труды деятеля

Homo ludens (1938)
В тени завтрашнего дня (1935)