ГАДАМЕР
Ханс-Георг (1900 - 2002)
Гадамер Ханс-Георг - немецкий философ, ученик М.Хадеггера, один из основателей философской герменевтики,
которая рассматривает культуру как языковую реальность и делает акцент на
необходимости ее понимания. Гадамер провозглашает герменевтику
универсальной философией нашего времени. Она призвана, утверждает он, дать
ответ на основополагающий вопрос: как возможно понимание окружающего нас мира в
целом, и культуры в частности, как в этом понимании воплощается истина бытия?
Герменевтика должна выступать как самосознание человека в современную эпоху
науки. При этом познание культуры не может подняться до уровня науки путем
применения индуктивных методов естественных наук. Идеалом здесь должно быть понимание
самого явления культуры в его однократности и исторической конкретности.
Цель состоит не в определении общих законов развития людей, народов и
государств, но, напротив, в понимании того, «каков этот человек, этот
народ, это государство, каково было становление, другими
словами – как могло получиться, что они стали такими». Поскольку язык
рассматривается Гадамером как особая реальность, внутри которой происходит
понимание человека человеком, понимание другой эпохи и культуры, то диалог,
который происходит между различными культурами, имеет форму поиска общего
языка. Причем герменевтический метод иррационален, т.к. основан на интуиции,
«вчувствовании». Новизна определения культуры у Гадамера заключается в том, что
каждая культура (в том числе и «прошлая») никогда не «омертвевает»,
ибо подлинное понимание – это не реставрация изначальных обстоятельств, но оно
всегда продуктивно, т.е. требует учета исторической дистанции между
интерпретатором (причем каждый раз другим) и явлением культуры, зафиксированном
в языке (чаще всего в тексте), а именно - всех исторических обстоятельств (у
Гадамера – «горизонтов»), непосредственно или опосредованно связывающих их.
Поэтому понимание как интерпретация не только не затрудняет, а, напротив,
способствует процессу понимания истории и культуры, «оживляет» их.
Еще одна герменевтическая идея Гадамера, связана с определением
игровой сущности языка. Встречу прошлого с настоящим, различных культур
и различных текстов Гадамер раскрывает как разговор, в основе которого
онтологически лежит игра. «Взаимопонимание, которое происходит в разговоре,
есть скорее всего игра». Гадамер определяет игру как «живую подвижность без субстрата».
Игра сама себе субъект. Человек втянут в игру, полностью от нее зависит: «мы
попадаем в разговор, ... мы впутываемся в разговор». Игра – это нечто
объективное по отношению к играющим. Она не имеет внешней цели, а есть непрерывное
повторение и имеет цель сама в себе. В разговоре происходит встреча Я и Ты,
двух горизонтов. Но их отношение в разговоре не непосредственное, а
рефлективное, через живую подвижность игры. Я и Ты не есть субъекты разговора: игра
через них как бы играет сама с собой, не Я и Ты отражаются в разговоре, а
наоборот – разговор отражается в Я и Ты, он связывает их между собой. От
разговаривающих зависит направление игры-разговора, а, следовательно, и
возможность самого понимания.
Таким образом, герменевтика является несциентистским,
иррационалистическим, языкоцентристским учением, которое поднимает
важные философские проблемы понимания культуры, интерпретации, методологии
гуманитарного познания, истины, межличностного и межкультурного общения и
вплотную приближается к переходу от модернистского стиля мышления к философии
постмодернизма.
Мы приводим фрагменты из одной главы фундаментального труда Гадамера «Истина и метод», в которых достаточно
четко выражены его основные культуролого-герменевтические идеи.
Работы и труды деятеля
Истина и метод (1960)