ФРЕЙД
Зигмунд (1856 - 1939)
Фрейд Зигмунд - австрийский психолог и невролог, основатель психоанализа, т.е.
психотерапевтического метода для лечения психоневрозов, состоящего в
выявлении, затем доведении до сознания и переживании бессознательных
травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. Фрейдизм базируется на
выводе о том, что душа человека содержит внутри себя 1) постоянную
основополагающую субстанцию, которая досталась нам в наследство от наших животных
предков – бессознательное Оно, 2) индивидуальное сознание Я и 3) социальное
Сверх-Я.
Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный
мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим
осмыслением человека и культуры. В основе его лежало глубокое убеждение Фрейда
в антагонизме природного начала в человеке (сексуальных и агрессивных
импульсов бессознательного), с одной стороны, и культуры, с другой стороны.
Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне является культура с ее
идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от
удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной
энергии либидо.
Следствием такого понимания культуры стала ее романтическая
критика. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению
человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для
реализации природных желаний.
При объяснении происхождения и сущности институтов
культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных
психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов формирования
нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев
сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами,
объявить религию «коллективным неврозом», а наличие в психике человека
типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов
указывает, по мнению Фрейда, на реальные события в истории человечества, памятью
о которых выступают данные психические феномены.
Многие положения Фрейда напоминают идеи Шопенгауэра и
Ницше, а критика тех или иных сторон современной культуры близка “философии
жизни”. В подавлении естественных влечений он видел главный источник неврозов,
нынешнее “недовольство культурой” связывал с избыточностью налагаемых общественными
нормами запретов. Но Фрейд не идеализировал жизнь первобытных племен, а в
развитии науки, техники и социальных институтов он видел несомненный прогресс.
Всякая культура покоится на запретах, причем насилие над естественными влечениями
оказывается трагической необходимостью.
С философской точки зрения фрейдизм можно оценить как натурализм,
иррационализм и эгоцентризм. Психологические и социологические
взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию,
этнографию, психологию и психиатрию первой половины XX века.
Основные работы З.Фрейда «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), Я и Оно» (1923), «Клинические случаи» (1924) и др. В работах «Будущее одной иллюзии» и «Недовольство культурой» З.Фрейд развивает свои культурологические взгляды.
Работы и труды деятеля
Будущее одной иллюзии (1927)
Недовольство культурой (1930)