Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты

    Rambler's Top100


    Песко-соляную смесь заказывают россыпью или в мешках по 25 и 50 кг.

Фрейд З. «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой» (психология культуры)

ФРЕЙД
Зигмунд (1856 - 1939)


Фрейд Зигмунд

Фрейд Зигмунд - австрийский психолог и невролог, основатель психоанализа, т.е. психотерапевтического метода для лечения психоневрозов, состоящего в выявлении, затем доведении до сознания и переживании бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. Фрейдизм базируется на выводе о том, что душа человека содержит внутри себя 1) постоянную основополагающую субстанцию, которая досталась нам в наследство от наших животных предков – бессознательное Оно, 2) индивидуальное сознание Я и 3) социальное Сверх-Я.

Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением человека и культуры. В основе его лежало глубокое убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке (сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного), с одной стороны, и культуры, с другой стороны. Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо.

Следствием такого понимания культуры стала ее романтическая критика. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний.

При объяснении происхождения и сущности институтов культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию «коллективным неврозом», а наличие в психике человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по мнению Фрейда, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены.

Многие положения Фрейда напоминают идеи Шопенгауэра и Ницше, а критика тех или иных сторон современной культуры близка “философии жизни”. В подавлении естественных влечений он видел главный источник неврозов, нынешнее “недовольство культурой” связывал с избыточностью налагаемых общественными нормами запретов. Но Фрейд не идеализировал жизнь первобытных племен, а в развитии науки, техники и социальных институтов он видел несомненный прогресс. Всякая культура покоится на запретах, причем насилие над естественными влечениями оказывается трагической необходимостью.

С философской точки зрения фрейдизм можно оценить как натурализм, иррационализм и эгоцентризм. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины XX века. Основные работы З.Фрейда «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), Я и Оно» (1923), «Клинические случаи» (1924) и др. В работах «Будущее одной иллюзии» и «Недовольство культурой» З.Фрейд развивает свои культурологические взгляды.

Работы и труды деятеля

Будущее одной иллюзии (1927)
Недовольство культурой (1930)