БЕЛЫЙ
Андрей (1880 - 1934)
(псевдоним Бориса Николаевича Бугаева)
Белый Андрей - выдающийся русский филолог, философ, писатель, один из ведущих деятелей символизма. В конце 1890-х увлекается новейшей драматургией Г.Ибсена, Г.Гауптмана, М.Метерлинка, напряженно изучает оккультные науки и философию А.Шопенгауэра, интересуется буддизмом, но более всего проникается идеями Вл.Соловьева и Ф.Ницше. Ощущение острой кризисности настоящего и апокалиптические предчувствия Белого сказались в незаконченной мистерии 1898 "Антихрист". В 1895-1896 гг. сближается с семьей М.С.Соловьева, брата философа, и в его доме позднее знакомится со "старшими" символистами - В.Брюсовым, Д.Мережковским, З.Гиппиус. Именно М.С.Соловьев предлагает начинающему писателю взять псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов - любимый цвет Владимира Соловьева), дабы скрыть от близких свои "декадентские увлечения".
На 1898 приходится перелом в мирочувствовании Белого. На смену смутному пессимизму приходят чаяния мистического преображения всего сущего. Увлечения соловьевскими идеями эсхатологии, теократии, Вечной Женственности накладывались на ницшеанские ощущения катастрофичности жизни и раскрепощения "сверхчеловеческой" личности. А знакомство с книгой Ф.Ницше "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) заставляет Белого в духе древних орфиков и пифагорейцев увидеть в музыке выражение универсальных закономерностей мироздания. В программной статье 1902г. "Формы искусства" Белый утверждает, что именно в музыкальном произведении снимается обманчивый внешний покров видимых явлений и открываются тайны сущности мира.
В творчестве Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства. Как писал его современник философ Ф.Степун, "творчество Белого - это единственное по силе и своеобразию воплощение небытия "рубежа двух столетий", это художественная конструкция всех тех деструкций, что совершались в нем и вокруг него; раньше, чем в какой бы то ни было другой душе, рушилось в душе Белого здание XIX века и протуманились очертания двадцатого".
Работы и труды деятеля
Символизм (1910)