БАРТ Ролан
(родился 1915)
Барт Ролан один
из крупнейших представителей французского структурализма, семиолог,
литературовед. Исходит из того, что любые культурные феномены – от обыденного
мышления до искусства и философии – неизбежно закреплены в знаках,
представляют собой знаковые механизмы, которые необходимо рационально
объяснить. Семиология должна быть «наукой о значениях», которыми человек – в
процессе социально-культурной деятельности – наделяет весь предметный мир.
Барт, как и все структуралисты, утверждает, что некоторые знаковые
системы непосредственно осознаются и сознательно используются людьми, а другие знаковые системы не осознаются и используются бессознательно.
Несмотря на свою стихийность и иррациональность, эти бессознательные механизмы
использования языка тем не менее представляют собой систему регулярных
зависимостей, подчиняющихся определенным правилам, и таким образом, вполне
поддаются рациональному анализу. При этом было открыто, что бессознательное
в целом структурно упорядочено в соответствии с теми же законами, которые
управляют естественными языками – причина, объясняющая, почему именно
естественный язык стал в XX веке привилегированным полем методологических исследований
и моделью для гуманитарных наук. Привилегированную роль естественному языку
Барт отводит потому, что видит в нем «интерпретанта» всех прочих знаковых систем.
Барт, в сущности, стремится создать семиотическую ипостась антропологии,
культурологии, социологии, литературоведения и т.п. При этом Барт понимает, что
гуманитарные науки, при всем их возрастающем могуществе, в принципе не способны
исчерпать бездонность культуры. В поздний период своего творчества Барт
постепенно преодолевает позицию сциентистского структурализма и
переходит к постструктурализму. Во-первых, если структурализм рассматривает
свой объект как готовый продукт, как нечто налично-овеществленное, неподвижное
и подлежащее описанию и моделированию, то бартовский постструктурализм,
напротив, предполагает перенос внимания с «семиологии структуры» на «семиологию
структурирования», с анализа статичного «знака» и его твердого «значения» на
анализ динамического процесса «означивания» и проникновения в кипящую магму
«смыслов» или даже «предсмыслов». Во-вторых, в противоположность сциентизму,
устанавливающему жесткую дистанцию между метаязыком и языком-объектом,
убежденному, что метаязык должен конструироваться как бы «над» культурой, в
некоем внеисторическом пространстве объективно-абсолютной истины, Барт
настаивал на том, что метаязык гуманитарных наук, сам будучи продуктом культуры
и истории, в принципе не может преодолеть их притяжения, более того, стремится
не только отдалиться от языка-объекта, но и слиться с ним. При этом Барт не
отрекается от науки, но лишь трезво оценивает ее возможности.
В работе Р.Барта «Структурализм как деятельность» изложены основные философско-культурологические идеи структурализма вообще и Р.Барта в частности.
Работы и труды деятеля
Структурализм как деятельность (1963)