Рассказывая об истории эмалевого производства в России, невозможно не уделить внимание фирме Овчинникова. Эта фирма являлась ведущей в производстве ювелирных изделий, украшенных эмалью. А широкую известность она завоевала благодаря выставке мануфактурных изделий, которая состоялась в 1865 году в Москве. Представленные на ней изделия фирмы Овчинникова получили высокие отзывы экспертов, а владельца фирмы наградили золотой медалью.
Фабрику Овчинникова создали в 1853 году. Существуют письменные свидетельства 1873 года, в которых говорится, что к этому году на фабрике работало, примерно, 175 рабочих и от 70 до 90 учеников.
Руководство фабрики было заинтересовано в высоком уровне технической подготовки своих рабочих и придавало особое значение художественному аспекту своей продукции. Поэтому Овчинников стал первым фабрикантом в России, который основал при своей фабрике школу по подготовке кадров. Здесь мастерству обучалось более 130 человек. После Всероссийской художественной выставки фирме Овчинникова был выдан диплом второго разряда и серебряная медаль. Причем эксперты особенно хвалили работы учеников школы Овчинникова.
Но не только подготовка высококвалифицированных кадров послужила успеху фабрики. Для создания рисунков будущих изделий Овчинников нанимал квалифицированных художников. Одним из таких художников был академик Бортников, который специально изучал орнаменты в приложении к серебряному и золотому делу.
В фирме Овчинникова свято чтили традиции работы с ювелирными материалами и эмалями. Вместе с тем фирма расходовала от 6 до 10 тысяч рублей в год на зарплату художникам, чтобы постоянно иметь свежие и оригинальные идеи для создания продукции. Овчинников был не единственным в своем деле фабрикантом, который тратил средства на художников. Ему составили компанию Хлебников и Фаберже.
Фирма Овчинникова действительно заслужила громкую славу, благодаря своим изделиям с эмалью. Для создания работ мастера использовали различные технические приемы, тщательно обрабатывали и монтировали элементы изделий. Работали с разнообразной цветовой палитрой эмалей. Чаще всего мастера фирмы Овчинникова использовали способ нанесения эмали по сканому орнаменту. Этот способ широко применяли в XVII веке. Суть метода заключалась в том, что на изделие наносили фантазийный узор сканым жгутиком, а потом заполняли разноцветной эмалью отверстия завитков и кружочков, лепестки и другие элементы узора.
Но не только нанесение эмали по сканому узору применяли в своих работах мастера фирмы Овчинникова. Они подняли из глубины веков и свято соблюдали технологию нанесения перегородчатой эмали. Эта техника широко использовалась мастерами Киевской Руси, но была практически утрачена во времена монголо-татарского ига. И слава Богу, что не полностью!
В 1882 году фирма Овчинникова предоставила на суд зрителей изготовленный по технологии перегородчатой эмали оклад Евангелия. Современники отметили, что фирме Овчинникова принадлежала честь восстановить высокий художественный прием – перегородчатую эмаль не только в России, но и во всей Европе.