В конце XVII - начале XVII веков роспись эмалью как вид прикладного искусства переживает период спада. Но в это же время на Руси зарождается новое самостоятельное направление в производстве русской эмали – это портретная миниатюра, живопись на финифти. Такой миниатюрой часто стали украшать предметы из драгоценных металлов, например, настольные часы, табакерки, шкатулки для дамских мелочей. Портретная живопись на финифти в основном существовала самостоятельно, как и станковая миниатюра.
Традиции работы и мастерство русских ювелиров, работающих с эмалью, находились на высоком качественном и художественном уровне. Кроме того, со второй половины XVIII века их знания значительно обогатились за счет достижений европейских мастеров эмалевого дела. Русские ювелиры имели возможность пополнить свой багаж знаний за счет иностранных мастеров ювелирного дела, которые приезжали в Россию с посольствами из Франции, Швеции, Германии, Швейцарии и других государств. Многие из заграничных мастеров оставались на несколько лет в России, для того чтобы поделиться опытом работы с русскими мастерами. А некоторые из них оставались и на всю жизнь, становясь членами иностранного цеха золотых и серебряных дел. Кстати, этот цех году был учрежден в Петербурге в 1714. А с 20-х годов XVIII века подобные цеха стали создаваться не только в Петербурге и Москве, но и по всей России. Причем в цеха вступали не только русские ювелиры, но и иностранные мастера, при условии принятия ими подданства России. Среди российских мастеров ювелирного дела были представители древних центров ювелирного дела Руси: Костромы, Суздаля, Ростова, Великого Устюга и т. д. К сожалению, имен этих мастеров сейчас уже не узнать. Даже на изделиях высокого качества, дошедших до нашего времени, их имен нет. Эти произведения искусства считаются безымянными.
Для XVIII века характерно редкое использование большого количества технологических разновидностей эмали. Чаще всего мастера работали в области живописи по эмали, или с расписной эмалью, у которой были обширные декоративные возможности. На вторую половину XVIII века приходится рассвет строгого классицизма. Для эмали настает время самостоятельной значимости. Примером этому было то, что эмаль стали все чаще использовать как единственный самостоятельный художественный элемент украшения различных изделий.
Наряду с развитием новых технологий в обработке драгоценных металлов и в создании ювелирных украшений высокого класса для императорского двора и высшей знати, новые технологии появлялись также и в работе с медью. На медные изделия наносилось покрытие из белой наливной эмали с разноцветным рисунком или узором из металлических накладок. Изделия с рисунками на белой наливной эмали были не чем иным, как подражанием изделиям из дорогого фарфора. В основе этого производства лежали старинные традиции мастеров финифти Русского Севера и Украины. Ну, а секреты технологии приготовления восточной эмалевой краски заимствованы у китайских мастеров. Для этого в свое время российским правительством русские мастера ювелирного дела отправлялись в Китай, чтобы научиться всем тонкостям работы. Табакерки и канделябры, чаши и подносы, сделанные из меди, иногда из серебра, полностью покрывали белой эмалью, а затем наносили роспись эмалями разных цветов или несколькими оттенками одного цвета. Темы для художественной росписи самые разнообразные: изображали мифологические композиции, сцены охоты, сфены с фигурками на фоне живописного пейзажа. А также храмы, панорамы городов и фамильные гербы.