В XVII веке эмаль стали широко применять в художественном оформлении предметов домашнего обихода. Эмаль, или финифть, стала доступна не только представителям высших сословий, но и служащим, торговцам и ремесленникам. Спрос на изделия, украшенные эмалью, постоянно возрастал, и мастера для выполнения своих произведений стали использовать не только серебро и золото, но и медь.
Все больше мастеров-финифтянщиков обращают свое внимание на медь. В основном это происходит потому, что медь – относительно дешевый металл и позволяет удовлетворять запросы и потребности покупателей в большем объеме. Но, несмотря на то что изделия из меди пользовались большой популярностью, производство предметов быта и украшений из драгоценных металлов не прекратилось, хотя и резко сократилось. Виной тому стало резкое снижение добычи золота и серебра в тот период времени. Производство разнообразных изделий из меди распространяется по всей территории России, далеко за пределы Москвы.
Массовое производство изделий из меди сказалось на ассортименте, художественных и технических особенностях производственного процесса. Относительная дешевизна производства заготовок для изделий из меди не предусматривала дальнейшую углубленную обработку с приданием высоких декоративных качеств, за счет которых изделия стоили дороже. Процесс нанесения декора из эмали во многом упростился.
Порой эмаль заливали в готовое углубление изделия, которое формировалось еще при литье. Такие изделия после обжига полировали и отправляли на продажу. Но даже несмотря на то что массовое производство наложило негативный отпечаток на художественный облик изделий из меди с эмалевым украшением, до наших дней сохранились замечательные образцы прикладного творчества мастеров того времени, которые можно увидеть в некоторых предметах быта и церковной утвари.
С наступлением XVIII века в Россию приходит новый этап развития эмалевого искусства, который тесно связан с экономическими, политическими и историческими переменами в жизни государства. Реформы Петровской эпохи накладывали свой отпечаток не только на разные сферы хозяйственной деятельности, но и на искусство, и на ювелирное производство. Тяготы Северной войны сдерживали производство и торговлю ювелирными изделиями, а специальные указы царя Петра I значительно ограничивали применение предметов из драгоценных металлов и камней в быту. Это привело к существенному сокращению производства изделий из драгоценных метолов с камнями и эмалями разного цвета.
На развитие эмалевого искусства оказал большое влияние перенос в новую Северную столицу Серебряной и Золотой палат Московского Кремля, а также новая форма работы мастеров золотого и серебряного дела.
До нашего времени сохранились лишь единичные экземпляры изделий с эмалью, изготовленные в XVIII веке. И хотя они выполнены в традициях прошлого столетия, на их красоте и неповторимости это не сказалось. XVIII век в истории отмечен как период спада в эмалевом прикладном искусстве.