Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты


    Rambler's Top100



 Эмаль в ювелирном деле на Руси. Часть 2

В Киевской Руси роспись эмалью из всех видов прикладного искусства была самой значительной. Как следствие работа с эмалью потеснила такие виды творчества, как работа с драгоценными металлами и обработка драгоценных камней. На развитие «эмалевого» промысла на Руси оказывала большое влияние Византийская империя. Ведь у молодой христианской Руси были с ней тесные политические и экономические отношения. Под час знакомства древнерусских мастеров с искусством работы с перегородчатой эмалью византийские мастера уже в совершенстве владели этой техникой. Благодаря этому в распоряжение мастеров Руси были предоставлены великолепные шедевры для изучения. У русских мастеров, конечно, не было того богатого опыта и знаний, какими обладали византийские. Но, создавая свои произведения, они компенсировали эти пробелы более свободным подходом к использованию материалов, создавали неповторимые цветовые и сюжетные решения в обход традиционных византийских канонов. Русскую эмаль отличали тематическое изобилие и неповторимая самобытная манера исполнения.

С пришествием монголо-татарского ига отечественная художественная культура переживала сильнейшее падение. Множество ремесел и особенностей технологических процессов прекратили свое существование. Они были восстановлены лишь спустя века. Однако многие из них потеряны безвозвратно. Именно в это время прекратила свое существование древнерусская техника работы с перегородчатой эмалью. Изделия с эмалью требовали высокого уровня мастерства и длительного исполнения. Кроме этого, материалом, на котором производили роспись, чаще всего было золото. Так, использование дорогого материала и длительный кропотливый труд не способствовали быстрому восстановлению этой ветви прикладного творчества.

Победа русского войска на Куликовом поле стала переломным событием в истории Руси. В итоге из объединенных княжеств образовалось централизованное государство со столицей Москвой. С этого времени Москва на Руси стала крупнейшим не только политическим, но и культурным очагом. Именно сюда, в столицу, начали съезжаться лучшие мастера разных направлений хозяйственной деятельности и творчества. Сюда же пожаловали и лучшие мастера-ювелиры, свято хранившие старинные стилистические особенности своего ремесла, но и смело создававшие новые направления в технике производства своих изделий.

Однако похвастать высоким уровнем мастерства в изготовлении ювелирных изделий и их неповторимой декоративностью могли не только столичные мастера. С опытом и талантом столичных мастеров смело соперничали ювелиры из городов Русского Севера.

В XV – XVI веках начался стремительный подъем многих видов ремесел, существовавших на Руси до монголо-татарского ига. Подтолкнуло к этому создание огромного количества мастерских на территории Московского Кремля. В том числе и создание Серебряной и Золотой палат, которые по истечению времени соединились вместе с другими палатами в Оружейную палату. Для работ в кремлевских мастерских отбирали лучших специалистов в разных ремеслах: иконописцев, чеканщиков, резчиков, золотошвей, серебрянщиков и т. д. В кремлевских мастерских работали не только ремесленники из Москвы, но и со всей Руси: из Новгорода и Пскова, из Мурома и Суздали, из Ярославля и т. д. Приглашали для работ и мастеров из Западной Европы.

Работники для кремлевских мастерских проходили строгий отбор. От мастеров требовалась узкая специализация и нешуточные навыки в работе, причем не только профессиональные. В мастерах не меньше приветствовали высокий художественный вкус и талант. Из кремлевских мастерских выходили предметы, выполненные на высоком художественном уровне. Естественно, они имели соответствующую стоимость. Это были привилегированные товары: элементы дворцового убранства, роскошная посуда, головные уборы с дорогостоящей отделкой, культовые предметы, оклады книг и икон с инкрустацией из драгоценных камней, металлов, расписанные эмалями разных цветов и оттенков.

В период XIV-XV веков декорированию эмалью ювелирных изделий не придавали такого большого значения, как в прежние времена. А вот с первой половины XVI века именно эмаль является главным украшением ювелирных изделий не только из серебра и золота, но даже из меди!

9-02-2012, 11:54
Тоже интересно:
Эмаль в ювелирном деле на Руси
Старый Новый Год: празднование, традиции, суеверия
Развитие парфюмерного дела во Франции от истоков до сего дня: заключение
Развитие парфюмерного дела во Франции от истоков до сего дня. Продолжение
Развитие парфюмерного дела во Франции от истоков до сего дня
Индия: праздник замужних женщин и символы замужества

Генеральный спонсор ресурса:
Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии" при МГУ им.Ломоносова
Все права защищены. © 2009 Наши награды