При определении роли различных стран света в системе ориентации человека следует считаться и с антропогенным фактором, психологической и культовой практикой человека, устанавливающего свою систему координат в зависимости от идеологических представлений своего времени.
Такова, например, так называемая «ориентация киблы» у мусульман - священное и каждый раз изменяющееся направление молитвы, которая в любой точке земли должна быть обращена в сторону Мекки (ср. направление молитвы к Иерусалиму у иудеев). Нередко основной стороной считается остающееся в памяти народа направление колонизационного или завоевательного движения (следы таким образом объясняемой ориентации находят у китайцев, индийцев, египтян, вавилонян, литовцев и др.). Основываясь на лингвистическом материале, Таллквист выделяет «ориентацию киблы как еще один специфический тип ориентации, свойственный многим народам и характеризуемый тем, что одна, предпочитаемая более других стран света, воспринимается как главное и основное направление при ориентации, как священное направление, а остальные приведены в соответствующее отношение к главной.
Отсюда обозначения стран света как «передняя», «правая», «левая» и «задняя». Следы такой ориентации Таллквист усматривает в семитских, хамитских, индоевропейских, финно-угорских и прочих языках Собственно говори, именно вокруг такой «ориентации киблы» и ломали копья все упомянутые выше исследователи. Тем не менее, как признает и сам Таллквиет на выбор «киблы» часто влияют те же факторы, которые обусловили существование первых двух систем ориентации - солярно-астральной и природно-географической. В частности, восточная «кибла» многих народов, несомненно, связана с наблюдением над движением солнца и с солнечным культом, т. е., будучи солярной по происхождению, она закрепилась как священное направление.