Август месяц – удивительная пора года. Но не только потому, что это последний месяц лета, когда дни становятся короче, ночи прохладнее, а с ночного неба то и дело срываются бриллианты звезд. Нет! Издревле, особенно для славян, август месяц был знаменателен сбором особого урожая: маковых головок, содержимое которых использовалось не только в кулинарии, но и в медицине. Маковый отвар является прекрасным снотворным средством. Традиционно велся сбор душистых и румяных яблок и груш, из которых варили сидр, пастилу, а также сушили на зиму плоды. Кроме того, качали ароматный мед и собирали разные виды орехов, которые употреблялись в пищу не только в своем естественном виде, но и в виде орехового масла.
Именно в августе православные христиане празднуют три удивительных праздника, три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый. Название праздников – Спас. Оно ассоциируется с Христом-Спасителем, которому в православии и посвящаются эти праздники. Однако у названия праздников «Спас» есть и более древние корни, которые уходят в глубокое язычество. Во все времена важно собрать урожай: колосья пшеницы, коробочки с маком, фрукты, ягоды, орехи, успеть выкачать мед. Не менее важно сохранить урожай. Поэтому древние славяне поклонялись богу Спасу, который помогал уберечь урожай от непогоды на полях, в садах и лесах, а также сохранить его в течение долгих месяцев, пока не созреет новый урожай.
Традиции и праздники, посвященные сбору урожая, не утратили свое значение и с приходом Христианства. Смысл языческих ритуалов и христианских верований причудливо переплелись в праздниках Спаса, и получили еще одно высокое предназначение: спасти свою душу, задуматься о собственной жизни, которая цветет цветом пышного лета, пока не наступила осень – ее закат.
Спас Маковей отмечают 14 августа. Его полное название – Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Есть древнее придание, что именно в конце августа от сильной жары народ страдал от нашествия болезней. и Правители Константинополя решили освящать все колодцы и водоемы частичкой креста, на котором был распят Иисус, и который хранился в храме Святой Софии. И чудо не заставило себя ждать: болезни отступали как по волшебству.
Кстати, первый Спас называют Спасом на воде, потому что именно в августе месяце крестилась Киевская Русь при Владимире Ясном Солнышке. В этот день принято святить воду во всех источниках. Поэтому все стремились искупаться в водах рек или прудов. По преданию, это должно было придать силу, смыть грехи и защитить на весь год от болезней. А вот после 14 августа лучше не купаться, есть возможность заболеть, а то и уйти к подводному владыке – утонуть!
В первый Спас освящают не только воду, но и мед, соты которого к этому времени заполнены до отказа, то есть, пришло время его качать. Издревле на основе меда готовили лекарства, принимали его в чистом виде и готовили густую хмельную медовуху. Так и получил спас свое второе сладкое название – Медовый. А еще одно его название – Маковей - напрямую связано со сбором коробочек мака. Кстати, именнои 14 августа пекли первые пироги с начинкой из сладкого мака.
Про второй спас в народе говорят: «Пришел Яблочный Спас, и яблочко припас!». У него тоже есть свое церковное название – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Яблочный Спас еще называют Спасом на горе. И это неспроста: есть библейское придание, согласно которому во время молитвы на горе Фавор, где Иисус молился со своими учениками, произошло его преображение. Лицо и одежды его осветились ярким теплым светом, а с неба спустилось облако, с которого звучал глас Гсподен, увещевая: «Сей есть сын мой возлюбленный… Его слушайте». Преображение Иисуса указало на то, что он является средоточием двух естеств – человеческого и божественного.
Но еще до пришествия христианства на Русь нашими предками пышно отмечался праздник сбора урожая – они отдавали дань уважения Матери-Природе и благодарили ее за щедрые дары. Именно 19 августа начинали собирать яблоки в садах. Считалось, что в этот день яблоки приобретают волшебную силу: вкусив яблоко, нужно было загадывать желание, и оно обязательно сбывалось. Попробуйте! Главным блюдом праздничных столов были пироги и пирожки с яблочной начинкой, и конечно, янтарное яблочное варенье. На закате солнца 19 августа все люди выходили в поля, чтобы проводить лето. Считалось, что именно после Яблочного Спаса лето начинало сменять осень.
После того как Русь покрестили, в храмах стали освящать не только яблоки, но и виноград, и другие фрукты и овощи, созревавшие к этому времени. Во время яблочного спаса освященными яблоками принято угощать родных и друзей, а также подавать яблоки нищим.
Третий Спас принес хлеба про запас – так говорят про Ореховый Спас, который отмечают 29 августа. Третий Спас связан с еще одним библейским чудом, и носит полное название Спас Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа.
Есть древнее предание: сирийского князя Авгаря поразила проказа. К постели больного приходили искусные лекари из разных стран, но никто не мог облегчить страдания больного. И однажды Авгарь услышал о чудесном волшебнике (которым был, конечно, Иисус), который исцеляет даже видом своим. Князь отправил к волшебнику самого лучшего художника, но мастеру никак не давался портрет Спасителя. И тогда Иисус омыл лицо, и вытер его убрусом (полотенцем) а след его лика отпечатался на полотенце. Он отдал сей нерукотворный образ художнику, художник привез убрус князю, тот дотронулся до его края, и тут же был исцелен. После чудесного исцеления князь повелел вывесить над главными воротами своего города, Эдессы, чудодейственный нерукотворный образ Спасителя. В последствие язычники замуровали нерукотворный образ глиняной черепицей и кирпичами. В 545 году верующий народ снова обрел нерукотворный образ. Вот только теперь он был отпечатан еще и на черепице. 29 августа 944 года святыню перенесли в Константинополь. А после нашествия крестоносцев в 1204 году святыня была утрачена.
Народ именует Третий Спас Спасом на холсте, а еще Ореховым или Хлебным спасом.
Ореховый Спас получил свое название неспроста. Именно к 29 августа в лесах поспевали орехи. В далекие времена первой на сбор орехов отправлялась самая уважаемая женщина селения, и то количество орехов, которое она насобирает, считалось нормой для всех женщин. Только после этого остальные женщины отправлялись на сбор орехов. Весь урожай высыпали на красивые ковры, и когда солнце начинало клониться к закату, к женщинам приходили мужчины. Вот тут-то и начиналось пышное празднество с песнями, хороводами, угощениями до самого утра.
У Орехового Спаса есть свои интересные счастливые приметы. Если кому-то попадались два сросшихся орешка, их нужно было левой рукой положить в кошелечек или карман, и тогда в течение года обеспечено финансовое благополучие. По первому найденному орешку девушки гадали: пустой орех – не будет никаких перемен, гнилой орех сулит беду, горький – измену, сладкий – счастливую любовь, спелый – благополучие, а недозревший – важные новости. На Спаса загадывали желания, а чтобы они сбылись, орехи бросали в костер. Веточкой орешника очерчивали вокруг дома магический круг, чтобы злые силы не могли проникнуть в жилище. Кроме того, прятали орешки в доме в укромных местах, чтобы их никто не нашел – считалось счастливой приметой.
Но и Хлебным Третий Спас называют тоже неспроста. Именно 29 августа пекли хлеб из муки нового урожая, и всех угощали этим хлебом, даже животных и птиц. Считалось счастливой приметой покормить новым хлебушком ласточек, которые свили гнездо под крышей вашего дома. А еще почему кормили птиц – потому что перелетные птицы, улетая в далекие края, могли передать почтение ушедшим в мир иной предкам, а на обратном пути весной принести от предков благословение. Ведь благословение, охрана и защита предков – это очень важно!
Третий Спас еще называют Полотняным Спасом. Предки считали этот день благоприятным для торговли тканями. Считалось, что полотно, купленное на Спас, приносит счастье, поэтому его покупали, и шили из него одежду для новорожденных, или часть приданного, чтобы и младенец, и будущая невеста были счастливы всю жизнь.