Первое упоминание о платках с печатным узором производства Павловского Посада относится к 1795 году. Сначала это было небольшое ремесленное производство, которое на собственные средства организовал зажиточный крестьянин Иван Лабзин. В те времена крестьяне с финансовыми возможностями с удовольствием брались за начало собственного небольшого дела. Но только далеко не всем удалось так развить и расширить свое дело, чтобы оно из маленькой мануфактуры превратилось в большое производство и приобрело огромную известность, как предприятие Ивана Лабзина.
В 50-е годы XIX века мануфактура по изготовлению платочных изделий превратилась в предприятие по производству набивных шалей и платков, именуемое «Торговый дом Яков Лабзин и Василий Грязнов».
Благодаря платкам, в рисунках которых мастерами использовалась огромное количество красок и оттенков, Павловский Посад приобрел всемирную известность. Символ павлово-посадскаго платка – прекрасная роза, лепестки которой отливают всевозможными цветами и оттенками. Традиционная схема рисунка павлово-посадского платка: от крупного узора, располагающегося по краям изделия, до мелкого рисунка к центру. В углах платка располагаются крупные, бросающиеся в глаза цветы, продвигаясь к центру изделия, элементы рисунка становятся меньше, а на средине платка - совсем крошечные. Но следует отдать дань мастерам-художникам, которые даже самые крошечные элементы рисунка прорисовывают с особой четкостью и тщательностью.
Одной из традиционных отличительных черт павлово-посадских платков является их невероятная красочность. Порой в одном изделии может сочетаться до 18 цветов и оттенков. Но и это не предел. Есть такие сложные дизайнерские решения, где и 30 цветов будет мало. Узоры компануются в единую палитру в виде различных фигур: звезд и овалов, медальонов и ромбов, цветочных гирлянд и полос орнамента, от чего общая картина изделия только выигрывает.
В основе великолепных узоров павлово-посадских платков – мастерство и фантазия резчиков фигурных досок, с которых на ткани печатали рисунок. Мастера-резчики были настоящими волшебниками своего дела. Они кропотливо прорезали не только все лепестки и элементы крупных цветов и узоров, но и четко прочерчивали линии самых мельчайших элементов рисунка, которые располагались в центре платка. Огромную роль в создании многоцветной палитры платка играла точность и мастерство набойщиков-колористов. Каждый цвет на рисунке пропечатывается отдельно. Нужно иметь острый глаз и верные руки, чтобы каждый из цветов или оттенков занимал исключительно свое место. А мы уже знаем, что порой красочная палитра платка включала более 30 цветов и оттенков.
Традиционный рисунок павлово-посадских платков, знаменитых во всем мире, – гирлянды и букеты из цветов. Но не только цветы и листья распускаются на павлово-посадских платках. Мастера изготовления платков Павловского Посада не просто носят высокое звание «Мастер», потому что именно настоящий мастер никогда не останавливается на достигнутом, а постоянно ищет материал для совершенствования своего мастерства. Так, благодаря популярным в наполеоновские времена в Европе индийским кашемировым шалям, на платки павлово-посадских мастеров перекочевал замысловатый, с интересной формой и завитушками «турецкой огурец». Традиционными являются и цвета основного фона павлово-посадских платков – это цвета роскоши и достатка: черный и белый, красный и темно-синий, а также вишневый.
После Революции 1917 года производство прекрасных шерстяных платков с набивным рисунком практически угасло. По всей вероятности, новая власть Советов решила, что советская женщина хороша и без красивого шерстяного платка. Однако остро стал вопрос хлопчатобумажных тканей с печатным набивным рисунком. Так производство смогло выжить. Но конец Второй мировой войны поспособствовал тому, что в Павловском Посаде снова начали производить знаменитые платки с многоцветным рисунком, применяя ручную работу в печати рисунка.
В послевоенные годы с подъемом промышленности произошел и резкий скачок технологий. Так, в 50-е годы прошлого века к производству платков были применены печатные машины, стали использовать технику фотопечати. С того самого времени платки ручной набойки производятся в Павловском Посаде в минимальных количествах. Несмотря на то что из-под печатного пресса платки выходят партиями, современные методы печати не изменили внешний вид платков и шалей, не утративших свой неповторимый колорит, точность рисунка и роскошь цветовой палитры.
Еще одной, не менее прекрасной отличительной чертой павлово-посадских платков, является их бахрома в сеточку и китицы. Как и более 200 лет назад, при изготовлении небольшого количества платков вручную, так и с применением современных технологий, который позволяют производить сотни изделий в месяц, вывязывание сеточки и китиц является исключительно ручной работой. Ну, не придумали еще такого станка, который бы плел такую бахрому! Для того чтобы у платка или шали был законченный традиционный вид, есть специальная бригада мастериц, которые вручную из шелковых нитей вплетают в край платка бахрому-сеточку, заканчивающуюся длинными китицами. Бывает так, что заказ платков большой, и в течение смены невозможно обработать бахромой все платки. Тогда все сотрудники производства, которые обучены плетению бахромы, берут платки домой, и по вечерам, а то и в выходные дни, придают своим шедеврам законченный вид. Стоит отметить, что опытная мастерица тратит на плетение бахромы-сеточки и китиц на одном платке размером 1,5 м на 1,5 м до четырех часов!
Фабрика по производству платков в Павловском Посаде является уникальной и единственной в мире, как уникальным является и тот факт, что фабрика располагает собственной авторской школой художников. Занятые на предприятии художники – все носят звание члена Союза дизайнеров или Союза художников. Многие художники павлово-посадской фабрики награждены званием «Заслуженный художник Российской Федерации». Дизайнерский цех фабрики в 1981 году был награжден Государственной премией РСФСР имени И. Е. Репина. В 1999 году Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства нашла своих героев в художественной мастерской изготовления павлово-посадских платков.
Те, кто сегодня занимаются изготовлением прекраснейших павлово-посадских платков, и не дают угаснуть этому прекрасному искусству, делая его современным и востребованным, сохраняя при этом неповторимый колорит и всемирную известность своих произведений, – настоящий герои!
Для производства современных платков Павловского Посада используют не только тонкую и высококачественную шерсть, но еще и хлопок, а также шелк. Сейчас павлово-посадские мастера предлагают модницам и модникам огромный выбор не только платков, но и шарфов и шалей – всего свыше 200 наименований продукции в ассортиментной линейке Павловского Посада. Любое из изделий повлово-посадских мастеров можно безошибочно узнать по неповторимой цветовой палитре, по четкости рисунка в мельчайших его элементах, по знаменитым розам, и конечно, по прекрасной бахроме с китицами неизменно ручной работы.
Невозможно объяснить всемирную популярность павлово-посадских платков. Конечно, мастера вкладывают душу в свои произведения. Не обладая высокими духовными качествами, не создашь такого замечательного узора, который радует глаз и душу, когда смотришь на него, и любоваться им хочется вечно. За великий труд и человеческие качества одного из основателей торгового дома Павловского Посада Василия Грязнова в 1999 году в августе возвели в лик святых. Он был канонизирован Русской православной церковью как святой Московской епархии Праведный Василий Павловопосадский.