Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты


    Rambler's Top100



 Россия, Дулев: искусство производство фарфора

В 1832 году купец Терентий Кузнецов наладил в Дулеве производство фарфора. В строительство фарфорового завода Терентий вложил собственный средства, и же по прошествии 20-и лет завод стал лидером производства фарфора в России. В продукции дулевского завода скользило благородство в сочетании с простотой: на ослепительно белой поверхности изделий гармонично сочетались позолота и профессиональные мазки яркой эмали. Однако рынок сбыта того времени предъявлял свои требования, и для успешной работы был разработан свой собственный дизайн – яркий, броский, узнаваемый, характерный именно дулевским изделиям. При разработке эскизов к моделям изделий художники брали за основу народное творчество самобытность, особенности национальной культуры и традиций. А результатом труда стали, так называемые, «агашки» - традиционная отличительная черта неповторимого дулевского стиля росписи. Простенькие агашки и замысловатые розаны, элементы старинной росписи по керамике лежат в основе дулевского фарфора, являются его душой.

Что же представляет собой фирменная дулевская роспись? Конечно, прежде всего, это знаменитые агашки. Словом «агашка» называют старинную русскую манеру ручной живописной росписи. Также агашкой называют цветок – самый любимый узор в росписи: роза с закругленными лепестками. Ее выполняют кистью с особой раскладкой крупными, но не размашистыми мазками. Для прорисовывания прожилок лепестков применяют тонкую кисть. У такой розы нет серединки, она полностью вырисовывается из лепестков. Иногда художники при росписи изделий, рисуя лепестки розанов, пользуются пальцем, но для этого тоже нужна сноровка, чтобы на кончиках лепестков не оставался отпечаток пальца.

Традицию росписи посуды крупными розанами дулевские мастера переняли у гжельских мастеров. Однако рисунку гжели характерен синий кобальт, тогда как в дулевском фарфоре присутствуют четыре цвета и золото. А традиционная фирменная дулевская роза имеет розово-пурпурный цвет.

Почему дулевская роза получила название «Агашка»? У каждого фарфорового завода есть свой собственный неповторимый стиль, благодаря которому изделие можно без труда выделить среди прочих. Например, продукция императорского завода имени Ломоносова характеризуется «дворянским» стилем: классика, строгость, элегантность. Дулевский же фарфор в противовес ломоносовскому – народный, праздничный яркий. Изначально росписью фарфора занимались женщины. Их рисунки отличались трогательностью и наивностью, но вместе с тем были яркими и живыми. В большинстве случаев мастерицы были жительницами деревень, а самым распространенным именем, оказалось, Агафья. Вот так и вышло, что Агафьи рисуют «агашками». Еще такой стиль росписи назывался «трактирным».

Дулевкий завод выпускает продукцию, разукрашенную и в других стилях. Например, «деколь» - картинка-переводка на фарфор, трафарет и печать. Рисунки в этих техниках наносятся механически. Изделия получаются красивыми, но, все-таки, эффект не тот, как от росписи вручную. Конечно, при применении механического нанесения рисунка на фарфор появилось много интересных декоров, максимально близких к природным формам: розы, ветки сирени, акации, ландыши, кленовые листья осенней палитры и многие другие. Но всем любителям дулевского фарфора милыми сердцу остаются традиционные «розанчики» разных цветов. Многие приверженцы классики могут назвать розанчики деревенскими, но они смотрятся более мило и душевно, в отличие, например от не менее привлекательной картинки-переводки. Есть еще фарфор с, так называемым, «ситцевым» орнаментом: небольшие цветочки с листиками ковром покрывают всю поверхность изделия. Однако это тоже механический способ нанесения декора.

За богатую 170 летнюю историю Дулевского завода по производству фарфора многое изменилось. На сегодняшний день – это современное предприятие, оснащенное по последнему слову техники, на котором осуществляется непрерывное производство, где за технологические процессы отвечает порядка трех тысяч человек. Как и много десятилетий назад, фарфоровый завод в Дулеве Московской области остается крупнейшим заводом Европы по производству фарфора самого высокого качества, доступного разным прослойкам общества. Изделия дулевских мастеров были отмечены всевозможными наградами и премиями. На всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году скульптура «Сокол» мастера Сотникова получила золотую медаль. Фото с изображением этой скульптуры стало визитной карточкой завода. Орден Ленина был присвоен заводу за «выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли».

Изделия дулевских мастеров являются великолепными украшениями музеев и картинных галерей. Коллекционеры всего мира стремятся заполучить в собственность изделия дулевского фарфорового завода.

31-03-2014, 12:36
Тоже интересно:
Магия у славян: от древности до современности
Театральное искусство Индонезии
Театральное искусство Бирмы
Виски – визитная карточка Шотландии
Святая Епифания во Франции
Хадака Мацури - праздник обнажённых мужчин

Генеральный спонсор ресурса:
Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии" при МГУ им.Ломоносова
Все права защищены. © 2009 Наши награды