История мирового изобразительного искусства знает немало примеров введения в композиции художественных произведений мотивов музыкальных инструментов. Иногда их присутствие диктуется сюжетом произведения, в другом случае они исполняют роль аллегории, в третьем являются непременным атрибутом того или иного персонажа.
В эпоху Возрождения складывается особый тип композиции, так называемый «концерт», в котором музыка - обязательный компонент счастливого и гармонического существования человека на лоне природы. На рубеже XVI-XVII вв. в ранних произведениях знаменитого итальянца Караваджо и его последователей, получивших в истории искусства название «караваджисты» (к ним примыкает и О. Фидани), нередко встречаются изображения музыкальных инструментов. Это подлинные герои картин, играющие особую роль. Караваджо - первый художник XVII столетия, увидевший в окружающей действительности реальную эстетическую ценность и обратившийся к ее непосредственному отображению.
Для Караваджо и его последователей сутью художественного Из-за любви к изображению на полотнах сочного образа – они становятся отдельные, жизненно конкретные явления, и потому в ранних его произведениях перед нами открывается мир цветов, фруктов, музыкальных инструментов. Живущие своей самостоятельной жизнью, они одушевляются присутствием человека. В особой степени это касается музыкальных инструментов: мы слышим тихий перезвон струн под пальцами юного музыканта из эрмитажной картины Караваджо «Лютнист», ощущаем нежное, трепетное звучание флейты в композиции Фидани... Дабы передать неповторимую индивидуальность изображаемого мотива, Караваджо вырабатывает особую систему художественных средств, главным среди которых становится свет. В картине из Эрмитажа, исполненной около 1595 г., художник изображает молодого римского юношу с лютней в руках.
Интенсивный световой поток врывается в полную тьму, выявляя образы вещей - цветы, ноты, скрипку, самого юношу. Он рождает особую атмосферу, полную музыки, тепла, живого дыхания юности.