Высшим достижением для неповторимого мастера, всей силой поэтического дара своего отрицавшего мелочное, неправое, некрасивое в жизни, было «забыть, что ты художник, и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Этой гордой радости и учат людей печальные и трагические, гармоничные и не ведающие покоя врубелевские творения. Замысел пьесы «Русалка» возник у Даргомыжского в конце 40-х годов XIX в. А закончена работа над оперой летом 1855 г. очиняя «Русалку», композитор не стремился к написанию «льстивых для слуха мелодий», ему удалось передать в музыке многообразный мир чувств героев: любовь и нежность, тоску и отчаяние.
Правдиво, с большим сочувствием и искренностью раскрыта драма крестьянской девушки и ее отца. Ярко национальный музыкальный язык оперы воспроизводит интонации русской речи, отрывки народных песен и романсов. Премьера «Русалки» состоялась 16 мая 1856 г. в помещении тогдашнего театра-цирка в Петербурге (после пожара театр был перестроен и получил название Мариинского, ныне театр оперы и балета имени С. М. Кирова). Опера была поставлена в бенефис певицы А. Булаховой, певшей партию Наташи. Замечательный русский бас Осип Петров выступил в партии Мельника. Остальные партии пели: Д. Леонова (Княгиня), П. Бу-лахов (Князь), Э. Лилеева (Ольга). Дирижировал спектаклем К. Лядов. Вслед за Петербургом «Русалка» была поставлена в Москве в Большом театре (февраль 1859 г.).