В 1636 г. театр «Маре» в Париже показал трагедию «Сид», автор которой, Пьер Корнель, сразу же сделался знаменит, а публика своим приемом определила ей триумфальный успех, как впоследствии оказалось, на века.
В XVII в. у французов сложилась даже поговорка: «Прекрасно, как «Сид». «Сид» был «звездным часом» Корнеля: ни до, ни после он ни разу не поднялся до такой высоты, хотя были у него и другие немалые - заслуги. В пору, когда его современники старательно копировали древнеримские сюжеты, он явился создателем нового типа классицистской трагедии. Хотя и впоследствии театральными событиями становились постановки трагедий Корнеля «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Смерть Помпея», однако перелом в истории
французского театра совершился с появлением «Сида». На смену многоречивым и статичным персонажам римской истории на сцену вихрем ворвались активные, волевые, умные и находчивые герои, за испанскими именами которых безошибочно угадывались люди с чертами национального французского характера.
Любовь и страдания Родриго и Химены были переданы с небывалыми для драмы тех лет полнокровием, психологизмом и реалистической глубиной. Нужна была смелость, чтобы во времена торжества королевского абсолютизма сочувственно изобразить отца Химены - бунтующего рыцаря-феодала и героизировать испанца Родриго в пору военного конфликта Франции с Испанией. И классицистская тема борьбы страсти и долга разрешалась Корнелем в противовес официальным канонам: Сид убил на дуэли отца Химены, но она отказывается от долга дочерней мести ради любви к человеку, который спасал родину от врагов. Французская академия, подстрекаемая всесильным охранителем королевского режима кардиналом Ришелье, устроила диспут о «Сиде», на котором трагедия была осуждена. И не потому, что, как говорили, Ришелье завидовал Корнелю как драматург-неудачник, и не за нарушения правил классицизма. А потому, что трагедия оказалась опасна своей идеологической направленностью, шедшей вразрез с официальной политикой Ришелье.