В соединении слова и изображения, помимо темы и композиции, немалую роль играли и другие аспекты творческой деятельности Однако значение буквиц этим не ограничивается. Нередко с помощью их Алеш выделяет и ограничивает крохотную площадь для миниатюрных рисунков, как бы развивающих тему основной иллюстрации.
Такие рисунки не всегда прямо связаны с текстом.
Иногда в них - отражение дум героев песни, иногда - скрытый в песне тайный смысл. О подобных рисунках в буквицах уже говорилось (иллюстрации к песням «За нашим сараем...», «Трава, трава зеленая...»). Они встречаются и на многих других листах «Шпаличка». Важным компонентом рисунков-песен являются присущие многим из них орнаментально-декоративные элементы. В «Шпаличке» они наблюдаются и в виде окаймлений, и в виде так называемых розетов, и в виде сплошных, сетчатых заполнений, свободных от сюжетных изображений площадей.
Если попытаться выделить какие-то основные начала орнаментовки в «Шпаличке», то, очевидно, их будет два. Одно из них, пожалуй, все-таки определяющее, явно восходит к чешской национальной традиции: вышивкам, резьбе по дереву, кружевам, узорам на одежде, ставнях, печах, пасхальных писанках, пряниках и т. д.