Среди оформления композиций укажем на стилевое согласование изобразительной графики и шрифтов, на буквицы, рисунки в буквицах и орнаментальные элементы. В «Шпаличке» почти нет таких рисунков-песен, где бы текст дисгармонировал с изображением. Согласованы рисунки с шрифтовыми текстами и в масштабном отношении. В ряде случаев Алешу удается связать рисованный шрифтовой текст с иллюстрацией и другим путем.
Так, например, изобразив на одной из них живописную группу деревенских ребятишек у дождевой лужи, он сделал соответствующую этой картинке надпись - «Дождик лил, и были лужи...» - так, что кажется, будто с букв стекают дождевые капли. Иногда избранный для воспроизведения того или иного короткого текста шрифт оказывается связанным с элементами народного орнамента, подобно тому, как это нередко было на деревенских вышивках. Если в выборе и создании шрифтов Алеш во многом опирался на писмацкий опыт отца, то в подборе нужных узоров и орнаментов, сочетании их со шрифтами ему существенно помогал опыт искусной вышивальницы матери, которая сама рисовала на полотне узоры, прежде чем их вышить. Некоторые из них Алеш сохранил и использовал при иллюстрации песен. Существенная роль в соединении между собой образов-изображений и образок-слов у Алеша принадлежит буквицам. Их разнообразие образов-изображений и образов-слов у Алеша принадлежит буквицам.
Их разнообразие Рассказав о содержании и структуре «Шпаличка», попробуем теперь, насколько это возможно, взглянуть на некоторые художественные особенности книги, на то, как практически решал Алеш трудную задачу слияния словесного текста и графического изображения, чего мы частично уже касались. Первое, что отличает подавляющее большинство рисунков-песен Алеша - это равноправность текстов и изображений, обретение ими новых качеств в результате происходящего между ними слияния. Слова песен, будучи нанесены на бумагу одним из выработанных художником письменных или «печатных» шрифтов, восходящих к традициям писмаков и древнечешской книжности, переставали быть просто текстом, а становились частью рисунка. С другой стороны, иллюстрация к тексту, будучи тематически и композиционно связана с ним, становилась как бы его продолжением, следствием зрительного прочтения.